Алматинец Баур Сафи, переехавший на ПМЖ в Америку и работающий в вашингтонском кафе, на этот раз за приготовлением очередной чашки кофе задумался о гордости.

Дневник кофевара. Моя гордость

Родину невозможно забыть. И это связано не столько с семьей, сколько с социальными сетями. Ты как паучок: вроде не в сети, но ногами чувствуешь все, что в сеть попадает. Присутствуя в Фэйсбуке больше пяти лет, я еще не видел такого количества воззваний – то к широкой публике, то к совести, то к национальной гордости, то к традиционным ценностям, – как сегодня. Все от каждого и каждый от всех чего-то хотят, но при этом ничего не происходит.

Присутствие в США все-таки сильно влияет на восприятие происходящего на родине. Вот, например, судя по комментариям в сети, мы так и не определились с тем, кто мы – нация или этнос. Все нас называют казахами, а мы себя называем то казахами, то казахстанцами. Благо у нас есть Денис Ким, Илья Ильин, Геннадий Головкин, которые гордо поднимают наш флаг на спортивных соревнованиях. В то же время некоторых казахов смущает, когда узбек или еврей делает состояние в Казахстане, хотя это должно быть предметом национальной гордости, означая, что бизнес-климат в стране позволяет стать успешным представителям любого этноса нашей нации.

Даже само определение «казахский кореец» в переводе на английский будет звучать наоборот – корейский казах. Потому что для американцев первично понятие нации, а этническая составляющая, как и религия, твой личный выбор.

И когда Головкин говорит, что он казах, это означает, что он гражданин Казахстана, и в США его называют только казахом – русским никому не придет в голову. Многие казахи воспринимают это как реверанс к сторону казахского этноса. Один из пользователей Твитера @mazzik справедливо заметил:«Вы представляете, чтобы американские газеты писали о том, что их соотечественник стал старшим инженером, к примеру, в Казахтелекоме?». Ирония в том, что если американец выживет среди казахов, то, скорее всего, станет героем репортажа National Geographic.

Из первого примера вытекает и второй. Как видится отсюда, мы все никак не можем определиться с понятием гордости. Упомянув национальную гордость, неизбежно видишь миллион постов и комментариев в сети. В английском слово «pride» носит двоякую эмоциональную окраску: позитивную в смысле самодостаточности и негативную в смысле гордыни, если смотреть через призму христианских смертных грехов. К счастью, мы не первые, кто находится в процессе самоопределения и эволюционирует из этноса с автономией в самодостаточную нацию, поэтому решения придуманы до нас. В США этот вопрос свелся к политическому диалогу, благо есть двухпартийная система, институты, которые обеспечивают внутри-национальный диалог. И пусть понятие «гордости» никак не определят, зато определено место человека и его прав и свобод. Разе не это самый благородный повод для гордости?

Социальные сети недавно буквально растерзали девушку, вышедшую на нью-йоркский гей-прайд с казахстанским флагом. Комментарии большинства, а их было миллион, касались даже не представителей ЛГБТ-сообщества, а приложимости национальной гордости к сомнительному предмету. То есть рисовать флаг на шоколаде можно, потому что шоколад – это всегда хорошо, а американский «прайд» пока непонятно. Все перемешалось в головах, мы вроде рады, что в Нью-Йорке кто-то несет наш флаг, но событие совсем не то, и мы против. Но проблема в том, что одного без другого в современном мире не бывает – если ты отказываешь в праве на гордость кому-то маленькому и слабому, то никто не признает твою.

Ваша гордость в глазах мира всегда будет самодовольном тщеславием. Недоуменная улыбка в лучшем случае, в худшем – жестокий юмор, сарказм и откровенное высмеивание, которые периодически обрушиваются на нас со страниц международной прессы.

Но что свободный мир и конкретно американцы имеют в виду под гордостью? Через год жизни я определил это следующим образом. В США сильны христианские традиции, но еще больше уважают Конституцию как гарантию соблюдения прав и свобод человека. По этой причине Рональд Рейган извинился перед интернированными японскими американцами (в нашем понимании «американскими японцами») во время Второй мировой войны. По этой же причине конституционный суд принял решение о легализации однополых браков, по этой же причине трансгендеры могут служить в американской армии, etc…

Федеральное устройство позволяет разночтение и решение различных вопросов на уровне штата, но если решение принято Верховным судом США, то обсуждения невозможны. В прошлом году одна дама, работающая в администрации округа, отказалась регистрировать однополый брак исходя из своих религиозных соображений, и попала в тюрьму. Номинально за отказ исполнять свои рабочие обязанности, по сути, за проявление дискриминации. И в этом смысле видна работающая доминанта Америки – инклюзивность. Это не декларация, а применение защиты прав человека.

Прайд для американца – это демонстрация собственных прав, личной самодостаточности и отказ нести груз вины за несуществующий грех. В этом вся Америка, вся ее культурная, этническая, религиозная палитра. Одним постулатом с помощью национального диалога большие и малые группы защищают свои права, потому что они люди, гордые люди.

Когда я только начал работать в Старбаксе, во время мытья полов (особенно во время мытья полов!) во мне боролось внутреннее непонимание, как я, человек с двумя высшими образованиями, умный и, может быть, даже красивый докатился с мусорным баком до помойки на заднем дворе? По прошествии двух недель, после первого чека с зарплатой, все стало на свои места. Сумма была небольшой, но честно, буквально в поте лица заработанной. Я тот казах, который в Америке честно зарабатывает себе на пропитание. Это источник моей личной гордости. И если я когда-нибудь пойду на гей-прайд, это будет декларацией моей самодостаточности. Мне пришлось сглотнуть гордыню, чтобы в полной мере ощутить гордость за себя.


Не забудьте подписаться на текущий номер
Поделиться: