Культурный обозреватель Артем Крылов наглядно объясняет, почему казахстанская музыкальная сцена – это одно сплошное инди, а певец Кайрат Нуртас идет по стопам британской группы Arctic Monkeys.

                                  Инди для состоятельных клиентовМожет, кому-то покажется, что уже сильно поздно рассуждать о независимости. Два месяца как-никак прошло. Но мы сегодня будем говорить не о той, что с большой буквы и раз в год, в середине декабря. А об обычной – творческой, музыкальной.

Некоторые мои знакомые, к моему же стыду, еще недавно думали, что инди – это то, подо что поют и танцуют смуглые певцы и певицы с бинди на лбу. На вечеринке с приставкой «инди», где мне довелось ставить пластинки, эти самые приятели ожидали, что вот-вот зазвучит актуальная музыка с полуострова Индостан. Не дождались. Зато открыли для себя другое звучание.

Инди (англ. Indie, от independent – «независимый») – музыка, которая существует вне выхолощенных канонов рынка, где заправляют уже не столь великие, но действительно ужасные мейджор-лейблы. Инди шире жанров и стилей, это форма существования и распространения. Независимыми могут быть и шумные подростки из гаража, и актуальные электронщики, и наши с вами… Об этом позже.

Казалось бы, мейджоры дают исполнителям все, о чем они только могут мечтать: многолетние контракты, дистрибуцию, действительно широкое промо. Но есть и начинка у этой жевачки в яркой, навязчивой упаковке. В обмен на ресурсы гигантов артисты лишаются возможности делать то, что им хочется. Регулярно даже самые топовые исполнители ругаются и судятся с этими лейблами (Брайана Ино, Seal, Prince, 30 Seconds To Mars и другие). И регулярно даже самые топовые исполнители крупно попадают на деньги. Вот так продашь душу дьяволу, а потом выясняется, что сам остаешься должным.

Другие, менее сребролюбивые или, наоборот, более уверенные в себе выбирают путь, когда их талант сам пробивает путь к солнцу сквозь асфальт конъюнктуры и законов рынка.

Кстати, несколько последних лет инди (которое сильно ассоциируют с субкультурой хипстеров) перестает быть ультрамодным уделом эстетствующего меньшинства. Оно вышло в тренды. Благодаря малолетним британским рокерам, не менее юным скандинавским певичкам и американским ню-диско-героям. Подергивая струны гитар с эффектами delay и vibrato, набивая на драм-машинках биты с саундом 80-х, урча на винтажных синтезаторах, они становятся законодателями музыкальной моды. И, конечно же, получают заманчивые контракты от чутких к прибыли мейджоров. Обратите внимание: последние года три песни с инди-звучанием стабильно выходят на первые места хит-парадов и берут вполне себе серьезные награды: Готье с его Somebody That I Used To Know, Lorde и ее Royals, ну и конечно, Лана Дель Рей с целым выводком навязших в зубах шлягеров. Справедливости ради стоит вспомнить и таких ставших популярными инди-артистов, как Empire of the Sun, Clean Bandit, Charli XCX, Capital Cities, Bastille и многих других, с успехом разъезжающих по европейским и американским фестивалям.

Шок без тренда

Говорить о популярности такой вот музыки на родине Курмангазы и Калдаякова не приходится. Определенную известность, и не факт, что конвертируемую в большой доход, приобрел лишь единственный и неповторимый Галымжан, который Молданазар. Его синти-поп на казахском языке стал неким шоком и… отнюдь не создал тренда. Прочее отечественное инди обслуживает интересы аудитории, величина которой не превышает статистической погрешности от общего числа казахстанцев, имеющих уши.

Но не сказать об этих исполнителях нельзя. Например, алматинцы «Мой любимый Sputnik», переименовавшиеся недавно в Sputniki. Еще в 2013 году вышел их атмосферный клип «Утро» с чемпионкой Казахстана по дзюдо в главной роли. При этом продолжительное время парни играли в забавные каверы на русскую попсу 90-х, пытаясь снискать любовь широких масс. Массы плясали – правда, без фанатизма. Сейчас группа занялась переформатом, уходя в гитарное звучание. Но при этом все же очень мечтает попасть в конъюнктуру. Хотя бы в независимую.

В лучших традициях скандинавской индитроники (встречается в наших краях и такое) творит девушка Алия Тажикулова под псевдонимом Marty Crown. Юная, артистичная, сексуальная. Ее легко можно представить на фестивале где-то «у них». Еще недавно она выступала в тандеме с диджеем Oz-cat (Аскар Ермуханбетов). Однако ребята, выпустив EP Untitled Time, разошлись каждый в свою сторону. И, кстати, в феврале на подходе ее сольник Hologram.

Если считать успехом казахстанских исполнителей попадание в инди-паблики в vk.com, то также уместно вспомнить Electric Child, в миру Виталия Угая. Шымкентский парень, тусующийся регулярно в Алматы, предпочитает не распространяться, что отучился в лондонском колледже моды на фэшн-фотографа. Известность же ему принес дебютный EP Start. Начав издаваться в прошлом году, он рассказывал мне, что все же надеется на контракты с мейджорами, имея перед глазами пример Kygo – молодого норвежца, который просто выкладывал свои ремиксы на Soundcloud, пока его наконец не подписал Sony.

Кое-что в плане инди предлагает и столица. The Redlights – этакие Arctic Monkeys с центральноазиатским лицом. Они отличились хотя бы тем, что победили в прошлом году на московском фестивале «Индюшата», одной из долгоиграющих площадок для молодых рок-коллективов. К слову, в 2012-м там же призом зрительских симпатий отметили полу-алматинский, полу-московский Cardio Beat.

Sony не указ

В общем, не густо… Самое интересное, что остальные казахстанские артисты, которыми, как правило, заполнен эфир музканалов, тоже самые настоящие инди. Популярные и талантливые, попсовые и убогие, но инди. Ведь это так, если отойти от канонов актуального звучания и рассуждать о них, как об исполнителях, которые никогда не издавались (и не будут издаваться) на мейджорах.

Вы будете смеяться, но даже пресловутый Кайрат Нуртас – инди. Как в свое время Arctic Monkeys, наплевав на лейблы, занимались самопромоушеном, раздавая самопальные болванки со своими записями, так и Кайрат наравне с другими представителями той-сцены продвигаются благодаря сарафанному радио и тем же самописным болванкам на базарных развалах. Естественно, никакими мейджорами тут не пахнет.

Инди для состоятельных клиентов

Приведем антипример. Есть такая Дария Габдулл, громко прозванная несознательными журналистами казахстанской Бейонсе. Победив в X-factor, девушка получила контракт с самим Sony Music Entertainment, вторым по величине лейблом в мире. Звучит впечатляюще. Но часто вы видели ее, кроме как в единственном клипе? ТВ-шоу, обложки журналов, свадьбы, корпоративы? Ничего такого, что могло бы говорить о ней, как о состоявшейся звезде. Нам и Sony не указ, когда дело касается струн души казахстанского народа.

Весь наш шоубиз – это одно сплошное инди. Патлатые подвальные рокеры и пригламуренные голосистые гелзбенды, малограмотные рэперы и тойские артисты. Даже те, кто состоит при так называемых продюсерах, контрактов с мейджорами не имеет. Если у исполнителей есть какие-то договоры со своим начальством, то речь там идет отнюдь не о количестве альбомов, синглов, клипов и интервью. Главное, чтобы девочки не беременели слишком рано, а мальчики не бухали в рабочее время. Ну – и это не шутка – телефон всегда должен быть включен. Мало ли когда их инди, одухотворяющее и зовущее в пляс, понадобится состоятельным клиентам.


Иллюстратор:Полина Менжулина

 

Не забудьте подписаться на текущий номер
Поделиться: