Аят Баеш, 18 лет, студент.

Каково это – учиться в маленькой европейской стране

Идея об учебе в Европе, а именно в Чехии, возникла у меня в 11 классе, зимой, за полгода до окончания школы. Надо сказать, это было довольно поздно, так мне говорили в агентствах-посредниках, которые я обошел. За инструкцию, куда идти и какой документ запрашивать, они просили тысячу долларов плюс все остальные расходы на перевод и заверение документов. К счастью, я нашел сайт, который создали отучившиеся в Чехии энтузиасты и соответственно знающие, как все устроено. Удивительно, но эти люди консультируют, помогают с оформлением документов и отвечают на все вопросы совершенно бесплатно. Не знаю, в чем там подвох, может, в стоимости страховки, которую они предлагают – если поискать, можно найти лучше и дешевле.

Из-за позднего решения приехать в Чехию и нашей всеми любимой бюрократии я опоздал с подачей документов на визу на месяц, но мне повезло, и я все-таки успел прилететь на курсы вовремя, пропустив лишь первый день обучения.

По прилете в Чехию, выйдя из самолета, я сразу увидел огромный плакат на русском языке с названием аэропорта и авиакомпании Czech airlines. Писали как будто специально для меня, на самом деле, конечно, нет, просто здесь много русских, и бизнес вовсю подстраивается. Встречали меня представители компании, через сайт которой я регистрировался – это была пожилая русская пара. В тот день я прилетал один, поэтому до городка Подебрады, в котором проходят курсы, ехал как король на BMW X6. По пути мне немного объяснили, где стоит поменять деньги (курс в аэропорту завышен), рассказали о климате. По приезде в город довезли до общежития, помогли сказать женщине на ресепшн, кто я и зачем приехал, внесли за меня залог в общежитии, который я им позже, естественно, вернул.

Осознание того, что я летел в Чехию, не изучив ни культуру чехов, ни азов языка, не просмотрев никакой информации о стране, пришло где-то к зиме, когда я уже освоился. Затем пришло понимание того, что я ничего особого не потерял.

Я встретил порядка шестидесяти человек из Казахстана,

а всего на этих курсах обучается 300 человек.

То есть одна пятая часть – наши.

Подавляющее большинство из Алматы, они прилетают через посредников, переплачивая приличные суммы, а еще и за бесполезные 2-3-месячные курсы чешского в Алматы, которые тут никак не помогают. Ярким доводом против таких курсов являюсь я, ведь я прилетел, не зная ни слова по-чешски. Единственным плюсом для них было то, что они знали друг друга по этим курсам и первое время общались между собой, а позже разбились на компании по 3-5 человек, с которыми и по сей день поддерживают общение. Правда у меня и тут имеется свое преимущество – я не замкнулся на общении со своими.

Что же тянет сюда казахстанцев? Почему их так много на моих курсах? Главная причина – бесплатное высшее образование на чешском языке, которое к тому же европейское. Все остальные причины косвенные – чехи ближе нам по менталитету, чем те же немцы, язык является славянским, родственным русскому, что облегчает изучение.

Процесс обучения распределен следующим образом. В первые же дни вам разъясняют правила курсов и проживания в общежитии. Эти правила также прописаны в договорах, и любое нарушение немедленно ведет к исключению. Первые две недели мы изучали только язык – алфавит и элементарную грамматику. После чего сдавали тесты: экономисты писали математику и английский, технари – физику и математику, гуманитарии – английский и тест на кругозор. По результатам нас распределили по уровням знаний.

Я попал в группу экономистов Е4, всего их восемь – специальность экономиста востребованна. Мне повезло с учительницей чешского, она объясняла всё просто, понятно и интересно, но насколько я понял по отзывам остальных студентов, учителя чешского все такие: хорошо знают свое дело и доходчиво доносят информацию. С дополнительными же предметами дело обстоит несколько хуже, например, наш учитель математики знает предмет настолько плохо, что я лично периодически подсказывал ему более простые способы решения задач. С таким уровнем обучения ни о каком прогрессе не может быть и речи, и в нашей группе студенты, плохо знавшие математику, нисколько не улучшили свои знания, середнячки либо остались при своих, либо опустились вниз. Хороших учителей математики на курсах только два человека – о них все знают и стремятся к ним попасть; с английским дело обстоит ещё хуже, я обнаружил только одного хорошего учителя. С одной стороны, я приехал сюда учить язык, а остальные предметы мне дали лишь терминологию этих предметов на чешском. С другой, не отражает ли ситуация на наших курсах уровень образования в целом по стране? Посмотрим, приглядимся.

Занятия проходят по стандартной схеме: сначала объяснение темы, затем несколько упражнений с учителем на практике, через два-три дня промежуточный тест и раз в месяц – контрольное тестирование на усвоение пройденного материала.

После первого полугодия сдавали экзамены – главный по чешскому и по остальным предметам. Все экзамены только для себя, чтобы понять свой уровень знаний. Но это не говорит о расслабленности: в январе в начале второго семестра несколько казахстанских студентов отчислили за прогулы. По правилам курсов в месяц без уважительной причины не может быть более двадцати процентов пропусков. Повыгоняли некоторых из наших и из общежития за нарушения правил – шум ночью, сильные повреждения комнаты – таким невезунчикам пришлось съехать на частные квартиры или в другие более дорогие общежития. И так отчисления продолжались вплоть до мая. Есть среди студентов в Чехии и такие, что только учатся и ни с кем не общаются, но есть и те, кто не учится вовсе.

С февраля по апрель студенты сдают нострификацию – это особые экзамены, на которых мы должны доказать, что наши знания не уступают знаниям чешских школьников. Поскольку в чешских школах 12 классов, многие предметы мы проходим в меньшем количестве. Но большинство студентов, если уж не были отчислены, сдали нормально. Мы не тупее чехов.

И наконец, в конце учебного года следуют выпускные экзамены. Главный – по чешскому, только его успешное прохождение гарантирует вам сертификат, без которого невозможно поступить в большинство высших учебных заведений этой страны. Сдавшим экзамены по всем предметам, выдали красные тубусы, как знак отличия в учебе. Достался он и мне, приятно, конечно, но никаких привилегий грамота не дает. Тубус как тубус.

Из досуга студенческой жизни в Чехии сказать особо нечего. Здесь много интересного, но я мало куда ходил, усиленно занимался. В течение года проводились разные мероприятия, например, похожее на нашу линейку посвящение; более занимательный Хэллоуин, на который не пускают без костюма, поэтому студентам приходится проявлять изобретательность. День дружбы народов, где желающие представляют свои страны и национальные блюда. Казахстаны удивили однокашников бешбармаком. Играли в волейбол, можно было записаться на пианино, в мае прошли соревнования по гребле на драккарах по озеру. В общем, неплохо. Хотя кто-то из бывших выпускников создал сайт, который поливает наши курсы грязью. На сайте собраны фото самых нелицеприятных зданий города, которые я даже не видел. А заголовки пестрят чем-то вроде «Раскрыта афера года на курсах языка». Какая афера, если курсы бесплатные? При этом тут же можно записаться на эти самые курсы…

Буду ли я учиться в Чехии? Да, по окончании курсов я поступил в университет на экономический факультет. Я рад, что бесплатно, не напрягая родителей получу образование в Европе.


 

Не забудьте подписаться на текущий номер
Поделиться: