Наталья Слудская делится своими впечатлениями о выставке ЭСКПО и пытается понять почему мы так не любим все, что сделано в Казахстане.

К посещению ЭКСПО мне пришлось готовиться. Преодолевать скепсис и страх быть разочарованной, – мозг услужливо подсовывал вопрос про «народные деньги – доколе?» и иллюстрации к сюжетам про обвалившееся ещё зимой перекрытие, перепутанные буквы EPXO на трафаретах и тактильную плитку для слепых, по центру которой по всей траектории движения были установлены фонари. Бедные слепые. Бедные зрячие – ведь кто знает, на что еще может наткнуться наш натренированный видеть варварские недочеты глаз.

У входа – ряд жалких елочек и квадраты газонной травы – пожелтевшей и жухлой, так и не сумевшей здесь прижиться. Молоденькая девушка кричит в громкоговоритель: «Дорогие гости! Добро пожаловать на ЭКСПО-Астана 2017. Напоминаем, что если вы выйдете за территорию выставки, вы не сможете зайти по билетам второй раз!». И добавляет: «Приятного времяПРОвождения». Рядом с ней припаркованы детские коляски – пока невостребованные.

Страх и ненависть на ЭКСПО 2

Осторожно, боясь расплескать вот этот проработанный заранее настрой – оставаться непредвзятой, двигаюсь к Сфере, чтобы от нее выйти на главную аллею с павильонами. Астанинские друзья доверительно сообщают:

— Сферу стеклили несколько раз. Не было времени дождаться усадки корпуса и стекла ставили спешно, а они противились – вылетали осколками из конструкции, как при взрыве.

И вот еще буквально две недели назад площадь перед аэропортом вся была перерыта – как они успели?! Мозг делает засечку. Ещё две истории в собрание страшилок о лете 2017.

Мне удалось побывать на ЭКСПО два года назад в Милане. Это рождало во мне дополнительный страх – сравнивать эти события не в пользу Казахстана. От страха я освободилась сразу: в Милане выставка при всей ее масштабности, была размещена, всё же, компактно. В Астане степь сыграла нам на руку: ЭКСПО  выглядит не зажатой, свободной, с плавными архитектурными линиями, футуристическим дизайном, с огромным количеством воздуха и интересно сделанными публичными зонами. Сразу понятно, что пространством здесь распоряжались щедро, раскидисто, не отягощены были необходимостью экономить квадратные метры. И если в Астане архитектурный пафос выглядит порой пугающе, то на территории ЭКСПО он как будто оправдан. Фасады павильонов яркие. Люди не воинственно настроенные. От сердца немного отлегло. Было красиво и легко ходить и дышать. Даже лучше, чем в Милане.

Страх и ненависть на ЭКСПО 3

В павильоне Cirque du Soleil шла репетиция, откуда-то доносился стук молотка – что-то спешно доделывалось, но это не раздражало. Обычные рабочие моменты,  первый день работы выставки. Народу много, но не так чтобы яблоку негде было упасть. При этом свободного входа практически нигде не было, везде небольшие очереди. Толпа разношерстная: звонкие стайки студентов, холеные иностранцы за ручки по двое, семьи с орущими детьми-школьниками – кто в футболках, кто в пуховиках. И такая же коктейльная смесь языков – китайский, казахский, русский, арабский, немецкий и даже, кажется, литовский.

– Куда пойдем? В Кению или Монако? — этот вопрос на ЭКСПО не выглядит странным.

В испанском павильоне при входе сразу была надпись: «Испания занимает ведущие позиции в мире по производству стеклянных фотоэлектрических панелей для жилищного строительства». Следом шел перечень достижений в области производства новых видов энергий: параболические зеркала и технологии работы с концентрированной солнечной энергией. И много еще стендов, схем и графиков, свидетельствующих о том, как много Испания делает для разработки возобновляемых источников энергии.

Чехи в это время наигрывали веселые мелодии на клавесине, флейтах-дудочках и губных гармошках, в национальных одеждах с лисьими хвостами и баклажками (вероятно, пива) на боках. У венгров танцевали. В Ватикане, в кинозале нам показали фильм, из которого вытекало, что главной энергией будущего является Творец и Свет, нас озаряющий.

Энергия пива, энергия танца, энергия веры – все смешалось.

США традиционно показали себя гуманистами, они сделали ставку на внутреннюю энергию каждой личности и особенно на нашу общую энергию, которая многое может, если мы будем вместе. Сдержанная Япония давила на огромное количество энергосберегающих продуктов, которые производит, и на создание самого крупного танкера, призванного обеспечить себя самостоятельно вырабатываемой энергией. Педантичные немцы похвастались тем, что впервые в истории строят дома, которые вырабатывают больше энергии, чем потребляют. И удивили лазерным шоу – и правда, впечатляющим, где ты чувствовал себя крохотной, но важной крупицей мира. Трогательные корейцы показали мультфильм про девочку с канистрой привычного топлива и мальчика, который готов перейти к новым источникам питания. Отношения у ребят в итоге, несмотря на разные взгляды на прогресс,  сложились хорошо, и они отправились в будущее на самолете с солнечными батареями на крыльях. В Венесуэле тем временем наливали ром.

Страх и ненависть на ЭКСПО 4

После посещения буквально нескольких павильонов стало очевидно, что не стоит преувеличивать образовательный эффект ЭКСПО, лучше сконцентрироваться на его развлекательной части.

Однако, кое-что можно счесть и научным. Источником энергии можно сделать всё, что угодно. Всё, о чем мы раньше не задумывались.

Балерину.

Колесо, которое крутясь вырабатывает энергию.

Качели, когда на них качается малышня.

Мусор, вырабатывающий при гниении метан, способный стать источником энергии.

Планшет, который накапливает энергию, производимую человеком при движении.

Тренажеры, на которых занимается человек.

Я спросила у двух девушек в очереди (обе – астанчанки) нравится ли им идея с ЭКСПО, не думают ли они, что средства можно было бы использовать на нечто более важное, в чем нуждаются они и их город.

Одна из девушек ответила:

— Ну ведь так о нас узнают во всем мире! Эта выставка показывает, что мы мирно настроены и смотрим в будущее. Наверное, это было сейчас важнее.

Вторая добавила:

— И здесь очень красиво. Мне только страшно, что всё это так быстро построили. Обычно, что быстро строится, то и рушится быстро.

Следом я пристала к компании иностранцев. Очень рады, что приехали. Интересно. Город современный. Приятно по нему гулять. Воздух. Простор. И да – очень нравится местная кухня.

Страх и ненависть на ЭКСПО 5

Я окинула взглядом место, где стояла. Беларусь здесь соседствовала с Пакистаном. А Ангола с Грузией. На планете, где большей частью все разобщены, где между странами то здесь, то там возникают конфликты, тут, на ЭКСПО – Европа, Африка и Латинская Америка;  Азия, Карибское Сообщество и Тихоокеанский бассейн – все прилипли друг к другу по-соседски,  словно семьи в жилых домах, соприкасающихся друг с другом на одной улице. Трудно представить себе, что  в таких условиях можно испытывать отрицательные чувства. Только радость. Миру мир.  Свобода, равенство, братство. El pueblo unido… (ред. jamás será vencido – «Пока мы едины — мы непобедимы!» — песня чилийского поэта и композитора Серхио Ортеги).

И ты ощущаешь, что тебя это тоже касается. Твоя страна распахнула двери. Крышу соорудила для того, чтобы все под ней уместились. Твои родные баурсаки на улицах пекут, и французы их жадно трескают. С едой, кстати, все нормально на территории выставки. Есть разная – и дорогая в ресторанах и демократичная из палаток, но вся вкусная. И на другом конце этой линейки тоже все отлично. Туалеты чистые, с мыльной пенкой и туалетной бумагой.

И отдельно о предметах особой гордости. ЭКСПО закончится. А вечное останется. Каждый объект современного искусства, который расположился на территории выставки, уникален. Каждый станет достоянием столицы. Например, работа всемирно известного австралийского художника Эндрю Роджерса «Раскрывающаяся энергия» – одна из самых высоких бронзовых скульптур в мире. Три литых лоскута бронзы, спаяны в единый ансамбль. Установка конструкции требовала многоуровневых архитектурных расчетов, которые для Астаны делали те же специалисты, которые спроектировали World Trade Center в Нью-Йорке.

Страх и ненависть на ЭКСПО 6

Американский скульптор французского происхождения Марк Форнес специально для Астаны создал скульптуру «Коралл» как напоминание о том, что стихия воды бесконечна и именно там зародилась жизнь на Земле. Скульптура представляет собой сложнейшую инженерную конструкцию, состоящую примерно из 7000 элементов, привезенных в Астану и собранных командой инженеров и архитекторов на месте.

К особенно важным работам, представляющим огромную художественную ценность организаторы выставки относят также две скульптуры казахстанского художника Серика Нарынова: «Во времени и пространстве» и «Магия энергии».

В казахстанский павильон надо зайти обязательно – он как раз расположился в Сфере, — там тоже много интересных работ наших художников. И на выставку Artist and Robots от музея мирового уровня Grand Palais.

Страх и ненависть на ЭКСПО 7

За день до отъезда я шла по Водно-Зеленому бульвару (это обязательный пункт посещения для алматинца в Астане) и увидела Сауле Сулейменову, которая прямо на улице клеила своим акриловым паяльником коллажи из пластиковых пакетов на специальные беседки – небольшие зоны отдыха, состоящие из лавочки с навесом. Сауле их делает четыре: осень, зима, весна и лето. Мы были рады встрече, я рылась в баке с пакетами, подавал ей нужные цвета, она просила подержать, оценивала издалека, потом вырезала, клеила. И вот так – за работой, между разговорами о мусоре и светским трёпом – она осторожно спросила меня:

— А тебе понравилась ЭКСПО?

— Понравилась.

Сауле обрадовалась и защебетала, как умеет только она:

— Ты знаешь!  Я так удивилась. Что я в каком-то восторге и восхищении от ЭКСПО. Даже говорить это стесняюсь. Почему мне так понравилось, а говорить об этом страшно?

Она озвучила то, о чем я хотела сказать в этой колонке с самого начала. Почему мы так смущаемся, так трусим? Отчего мы никак не привыкнем, что наше тоже может нам нравиться? Если оно действительно того заслуживает. Лично для меня ЭКСПО стало в этом вопросе важной отправной точкой. Времена трудные, а средств потребовалось много. Да, это ярмарка тщеславия и амбиций, замешанная на риске и опасениях, что затраченное не вернется. Но люди приходят и получают удовольствие. И гордятся своей страной. И даже при самом худшем раскладе с нами останется бесценный опыт, который нас многому способен научить. Может, хотя бы на этот раз.


Текст Наталья Слудская

Фотографии предоставлены «Евразийским культурным альянсом», фотограф – Виктор Магдеев

Поделиться: