Олимпиады, выставки, амбициозные курорты – прокладывают ли они тропинку в Казахстан для массового туризма? Профессиональный путешественник и гид Виталий Шуптар пытается найти ответ.

Записки туриста. Мегапроекты и нанотуристы

Послушав казахстанских чиновников, можно подумать, что главная проблема отечественного туризма – это недостаточное количество пятизвездочных отелей, отсутствие пятиполосных автобанов и своих отечественных «куршавелей» и «ривьер». Никто не говорит про плохой сервис как следствие низкой квалификации кадров или экотуризм, основанный на сообществах – между прочим, настоящая панацея для депрессивных сельских районов; про национальные парки, при умелом управлении способные стать эффективными коммерческими предприятиями; и природу, которую надо охранять еще и потому, что она является привлекательным турпродуктом.


Последнее стали упоминать в своих выступлениях представители туристской администрации, но их робкие голоса тонут в шуме, создаваемом сторонниками мегапроектов. 


Из всего многообразия которых я, как человек, работающий в туристском бизнесе, поддержал бы только строительство дорог, и то не всех. Потому что в туризме уникальный турпродукт и его креативное продвижение порой значат больше, чем первоклассная инфраструктура. Тут показателен пример Монголии и Непала, а если кто-то по привычке решит сказать, что не на отсталых мы должны равняться, то напомню, что в туризме отсталые мы, а не они.

Каждый раз, слыша заявления, что Казахстану нужны четырех- и пятизвездочные гостиницы, я включаю внутреннюю калькуляцию. Для кого они предназначены, если в этом премиальном классе обычно селятся те, кто путешествует не за свой счет – это командированные и правительственные чиновники. Им тоже надо где-то жить, но таких туристов на земле намного меньше, чем простых желающих увидеть мир. Делать ставку на бизнес-туристов нельзя, даже если до недавнего времени (2009 год) они составляли 73 процента всех въезжающих в страну иностранцев. 73 процента – огромный показатель, но дело в том, что этих въезжающих всего было тридцать одна тысяча человек в год. Через Тадж-Махал в неделю проходит больше народа. Даже делая скидку на тот факт, что в Казахстане нет великих исторических памятников, морей и субтропического климата, эта цифра – тридцать одна тысяча туристов на всю страну – слишком мала. Но она не изменится, пока главным и любимым иностранным гостем казахстанских чиновников будет оставаться бизнесмен и еврочиновник, для которого не устают строить инфраструктуру высшего уровня.

Записки туриста. Мегапроекты и нанотуристы

Деньги странам приносят не миллионеры, тем более если у вас нет Сейшельских Островов, а обыкновенные туристы с рюкзаками на спине, которые останавливаются в дешевых гостиницах и хостелах и едят в закусочных,  а не в лаунж-барах и хипстерских кафе. Но как раз их спрос мы удовлетворить не можем. Потому что мы – страна мегапроектов.

Игнорируя глобальные тренды, у нас, однако, никогда не пройдут мимо чужого негативного опыта. Яркий пример – горнолыжные курорты в Альпах, ради которых европейцы загубили тысячи гектаров девственного леса.  Теперь, приезжая к нам, они наглядеться не могут на наши нетронутые горы, но мы уже идем на них в наступление. А логичные советы зарубежных экспертов, основанные на опыте их собственных стран, расцениваем чуть ли не как вредительство с целью помешать нашему развитию.

Присутствуя на различных слушаниях и совещаниях, я всегда удивляюсь этому свойству –  игнорировать реальный опыт, но следовать тому, что нам совершенно не подходит. Нельзя сравнивать заполняемость пляжей и рентабельность отелей в Таиланде с пляжами в наших климатических условиях. Нельзя перенимать опыт африканского Марокко, омываемого Средиземным морем, Атлантическим океаном и Гибралтарским проливом. Но ведь сравнивают и перенимают. А потом удивляются тому, что плохие отели на Балхаше стоят дороже хороших отелей в Паттайе.

Записки туриста. Мегапроекты и нанотуристы

Создается парадоксальная ситуация. Иностранные туристы как бы говорят: а мы хотели посмотреть что-нибудь природное или этническое, птичек каких-нибудь эндемичных или национальные конные игры, на гору залезть, на велосипедах по степи покататься или в юрте пожить. А мы им: «Да зачем вам это надо, это неинтересно, это не круто! Приезжайте лучше на наши курорты с лазурными берегами, покатайтесь у нас на горных лыжах!»


Развивая туризм, нельзя ориентироваться на испорченные взгляды собственных топ-чиновников, а не интересы обычных иностранных туристов.  


В таких дискуссиях кто-нибудь да вспомнит про туристов внутренних – простых казахстанцев, которые действительно могли бы стать целевой группой для подобных проектов, так как еще не пресытились комфортом и горному походу или беганию за птичками предпочтут лежание на пляже. Но тут опять не сходится – данная социальная группа отдыхать поедет в Турцию или Таиланд и заставить их поменять направление никто не сможет при сегодняшнем соотношении цен и качества. Известный,  но оттого не теряющий в своем абсурде факт: мало кто из казахстанцев может позволить себе отдых в Боровом, а в Турции по горящей путевке вполне, как это ни странно.

Но депутаты и чиновники снова мерят по себе, уверяя, что и Боровое доступно, и горнолыжный туризм у нас давно является массовым всенародным спортом. Скоро таким же станет гольф.

Записки туриста. Мегапроекты и нанотуристы

Идеи фикс овладевают чиновниками не только в Казахстане. Маленький, но известный Непал, который можно бесконечно приводить в пример в разговоре о туризме, уже несколько лет переживает странную предреформу, при удачном завершении которой страна может вообще лишиться самой доходной части своего бюджета. Вот уже несколько лет местное правительство озабочено идеей строительства горнолыжных курортов, гольф-клубов и казино. Это притом что у страны есть свой узнаваемый, уникальный профайл в мире и его надо лишь поддерживать и развивать. Интересно, что количество таких прожектов ровно пропорционально уровню коррупции в стране – растет коррупция, в чиновничьих головах тут же рождаются мегапрожекты. Но в Непале даже у этих планов есть будущее, потому что уровень жизни и цен позволяет быть конкурентоспособными. И китайцы, которых с нетерпением ждут в Казахстане, уже охотно ездят в Непал, не в поисках Шамбалы в отличие от европейцев, а за теми же лыжами и казино. Что, какое предложение вдохновит их круто поменять свой маршрут, если казахстанские цены почти равны альпийским, а Непал дешев и сердит?

Отдельная тема в развитии казахстанского туризма – мегамероприятия (без приставки «мега» нам, похоже, никак не обойтись). Олимпиады, универсиады, выставки, экспо – и в каждом случае нас пытаются убедить в том, что все они приведут в страну толпы туристов. Но эти ожидания, или лучше сказать – самообман, очень далеки от реальности.

Записки туриста. Мегапроекты и нанотуристы

Во время Азиады 2011 года, во время которой улицы, гостиницы и рестораны обеих столиц страны должны были заполонить иностранцы, я находился в Непале. Ностальгируя по родине и зная, что там проходит, я перекрутил в гостиничном телевизоре все каналы – международные, региональные, исключительно  азиатские, спортивные – и за несколько дней ни на одном так и не увидел ни одного сюжета из Казахстана! Ни одного – вот что поразительно. Азиада осталась незамеченной азиатскими СМИ, о ней знали, кажется, только те, кто на нее непосредственно приехал. Зато вернувшись домой, я услышал, в том числе от туристов, весьма интересные рассказы. Немногочисленные иностранцы, все-таки посетившие Казахстан в эти дни, чтобы «поболеть», испытали трудности с поиском гостиниц, потому что весь гостиничный фонд был забронирован акиматом. Для чего? Для приема гипотетических гостей. Номера забронированы – гостиницы пустые.


Помню коллег, закатывающих глаза и разводящих руками: у них там вообще есть мозги? 


Сейчас мы видим очередную истерию вокруг предстоящей Expo-2017, значение которой опять преувеличивают. Думаю, мало кто из читающих сможет сразу ответить на вопрос о том, где проходила предыдущая выставка, – а проходила она в безвестном (и оставшемся таковым) южнокорейском городе Йосу. Ведь это промежуточные специализированные Expo, не приносящие месту, которое принимает их, реальной материальной выгоды. Они не окупаются и не увеличивают туристический поток, впрочем, как и проводимые реже универсальные Expo. В Германии выставка 2000 года в Ганновере до сих пор считается провальным проектом.

Виталий Шуптар

В Казахстане небольшой эффект как раз возможен: от нуля легче расти. Какие-то люди приедут, им надо будет что-то показывать, для них постараются приспособить транспорт и сервис. В Алматы на улицах и надписи на английском, и карты на остановках появились только во время Азиады в 2011 году. Спасибо, это облегчило жизнь, только цена такого усовершенствования слишком уж высокая. Все-таки не обязательно устраивать званый ужин на сто персон, чтобы повесить дома крючок в гардеробе.

Судить о финансовой эффективности проектов, будь то горнолыжный курорт или международное мероприятие, можно также по интересу инвесторов. Которого во всех упомянутых случаях не было и нет. Весь этот праздник жизни оплачивается за наш счет. И туристы его не окупают.

Кто-то скажет, что не все измеряется деньгами. Ну если так и дело только в том, чтобы в очередной раз произвести впечатление на мир, то да, тут я за нас не волнуюсь: у нас все получится.


Автор: президент географического общества «Авалон» Виталий Шуптар

В качестве иллюстраций использованы фотографии Андрея Кулагина, для проекта «PicnicTeam»

Не забудьте подписаться на текущий номер
Поделиться: