Аскар Ильясов рассказал Esquire о том, почему его не устраивает быть серьезным, кто такой несостоявшийся актер и каково это – сыграть военного летчика.

Аскар Ильясов: О кэнселинге, честности с аудиторией и новой роли летчика

Совсем скоро на экранах страны появится первый современный милитари-экшен фильм «‎Время патриотов», в котором разворачиваются масштабные сцены с реактивными истребителями в небе над Мангышлаком. Аскар Ильясов исполнил роль летчика по фамилии Косаев, который вместе с напарником борется с противником в воздушном бою, и выполняет фигуры высшего пилотажа. Сейчас Ильясов занят в сериале «‎Нулевой пациент» Сергея Трофимова и Евгения Стычкина.

Аскар, насколько вам близок персонаж Ерлан Косаев?

– Персонаж интересный. Роль небольшая, но опыт был необычным: на всех этапах нам (с Сануржаном Сулейменовым – ред.) постоянно помогал консультант на площадке, мы много тренировались на тренажере, имитирующем кабину пилота. Летчики – особенные люди, я много наблюдал за ними. Игру я воспринимаю как ребенок: и знаете, в летчика поиграть мне понравилось.

Роль мне близка, я хорошо понял своего героя. Я так же, как и он, требователен к себе, к партнерам. Установленные правила – это ответственность. Но и героя Сануржана я понимаю. Понимаю его бунтарство.

Они конкуренты?

– Такое альфачество между ними присутствует, да. Доказывают, кто самый крутой, но в итоге отодвигают разногласия и объединяются, приходят к компромиссу.

Понятие «патриотизм» сильно видоизменилось за последние годы. Как вы его для себя объясняете?

– Патриотизм, действительно, слово, которое успели извратить как только можно. Это изначально любовь к себе. Странно любить родину, когда не любишь себя. Отсюда начинается патриотизм. А дальше – человек выходит из своего дома, квартиры, но понимает, что за порогом его дом не заканчивается.

Родина, отечество – это женский образ?

– Женский. Потому что мать, земля. Образ матери. Жер-ана.

Чем руководствуетесь при выборе проекта?

– Стратегия вырабатывается по пути. По крайней мере, у меня это получается так. Я знаю плюсы как коммерческого кино, так и авторского. Мне инетерсно все. И триллеры, и спортивные драмы. Но я бы хотел поработать с ребятами из Art Dealers (Ернар Нургалиев, Жандос Айбасов, Азамат Дулатов и Тимур Шевченко – ред.).

Ради отличного проекта согласились бы на малый гонорар?

– Постоянно на это иду в Казахстане. Практически каждый раз так и случается.

Во время съемок может случиться такое: актер уже готов, но при этом за смену может так и не успеть выйти на площадку. А смена полностью оплачивается. Такое часто с вами происходит?

– Да, такое случается периодически. В Казахстане редко – там из актеров выжимают максимум. Был такой сериал «Истребители–2», я тогда был на втором курсе. У меня было 20 съемочных дней, из них пять дней я не выходил на площадку. Я приходил, гримировался, ждал, но мог так и не выйти. Про меня часто забывали, я где-то спал, читал книги. Четверть проекта я тусовался без дела по 12 часов. Это часть работы, я к этому нормально отношусь. Я считаю так: деньги мне платят за мое время.

Случалось выходить на площадку неподготовленным?

– Это как? Текст не выучить? Не помню, чтобы у меня на площадке были проблемы с текстом. Да и это страшно, приводит меня в ужас. Я в жутком стрессе, если плохо знаю текст, и поэтому я себя от такого стресса оберегаю.

Это ведет и к производственным расходам.
– Об этом я думаю меньше всего.

Текущие проекты удовлетворяют ваши амбиции?

– Да, с небольшой задержкой. По ощущениям, года на три. Я думал, что то, чего достигну к своему возрасту, уже будет у меня в 23. Но все круто, я рад тому, как складывается.

А желание попробовать себя в чем-то еще, кроме актерства, возникает?

– Желание есть, но всему свое время. Об этом я пока не расскажу. Это касается моих артистических амбиций. Не как актера, как артиста. Туда входит многое вплоть до брейкданса.

За какой проект испытываете гордость?

– Нет такого.

А за какой стыдно?

– Таких уже нет. Был один, но я это пережил.

Не даются вам развернутые ответы.

– Просто о некоторых вещах я еще не готов говорить.

Следите за казахстанским кино? Что запомнилось из последних релизов?

– Да, слежу. Отчати, навеерное, потому что мой младший брат сейчас тоже в кино. Последнее, что привлекло мое внимание, – «Жаным, ты не поверишь!». Кстати, с Алшиновым во «Времени патриотов» у нас была совместная сцена. Было круто. Я рад, что нам удалось поработать и с Сануржаном, с которым мы практически не были знакомы. Команда собралась классная.

Еще отметил бы «Шекер». Поскольку мой братишка там снимался, я знаю, что проект собирали на коленке, а доехали до Канн – это уау, круто! Кто-то ругает Salem Social Media, но контент получился качественным.

Такой контент не кажется эксплуатацией тематики?

– Сначала меня раздражало, что это некий популизм, а еще – притягивающая «шайтанская» штука. Неоднозначная тематика, потому что и время неоднозначное. Они хорошо показали определенный пласт молодежи – эту тусовку и даже субкультуру. Этим и занимается кино, рассказывает о том, в какой мы живем реальности. Получилось дерзко.

Дерзко, да. Наш зритель не избалован таким откровенным диалогом. Сняться ню для вас не проблема?

– В зависимости от контекста. В сериале, где я сейчас снимаюсь, будет такая сцена. Для меня это новый экспириенс. У меня была подобная сцена в «Хирурге». На площадке было неловко.

Но «Хирурга» в прокате мы, возможно, еще нескоро увидим?

– А вдруг я стану суперзвездой. И тогда в прокат точно выйдет.

А вы сейчас не суперзвезда?

– Нет. Но есть определенная медийность.

На улицах узнают?

– В Казахстане да. Бывает, даже Москве. Мы недавно с другом были в театре, причем в очень артовом (театр «Док» – ред.). Они играют просто в каком-то кабинете на окраине Москвы. Посмотрели спектакль, выходим, и какой-то русский мужчина подходит и говорит: «О, вы же в “Бизнесменах” снимались! Казахстан!». Я, говорит, посмотрел, отличный фильм. Я думаю, ничего себе, встретить чувака в каком-то странном театре, да еще и посмотревшего «Бизнесменов».

Аскар Ильясов: О кэнселинге, честности с аудиторией и новой роли летчика

Что стоит за медийностью?

– Актуальный для меня вопрос. Иногда думаю, что это просто данность, составляющая часть моего творчества. Это не так круто, как может показаться. Не представляю, как живет Даня Козловский. Я так люблю свободу, просто гулять.

Насколько вы честны с аудиторией?

– Честность рискованна. В интервью с Балымбетовым эта история с вакцинацией, исламом – мне потом так наприлетало. Особенно насчет вакцинации. В личку много писали. В твиттере закэнселлили вообще. В топах был комментарий «Бог ума не дал, зато внешность хоть есть у человека». Лайки, репосты. В их глазах я выглядел глупым. А это не так.

Мы с Тимуром в хороших отношениях, и я сказал как на духу, а выходит, так делать было не нужно.

А как относитесь к кэнселлингу?

– Крайне негативно. Вспомнить хоть ситуацию со стендап-комиком Арианой Лолаевой. После шутки, прозвучавшей в адрес Арианы во время Roast Battle еще в 20-м году, извиняться приходится до сих пор всем участникам, включая саму девушку. Все так возмущены, считают, что Ариана опозорила народ. То, что я сказал про вакцинацию, можно расценивать по-разному. Кто-то подумает «Ну, сболтнул ерунду», а кто-то уж очень серьезно отнесется. Тогда нужно быть серьезным всегда, а меня это не устраивает. Это скучно. Не хочется стать совсем конъюнктурным, просто озвучивать какие-то популярные вещи. В этом смысла мало.

Кто такой несостоявшийся актер?

– Представим актера, всю жизнь проработавшего в одном театре. Его там любят, он никогда не выходил на красные дорожки. Состоялся ли он? Думаю, да. Я где-то услышал, что среди актеров не бывает неудавшихся гениев, в этом искусстве это невозможно, потому как игра – она здесь и сейчас. Несостоявшийся – тот, кто не попал в актуальность.

Последний вопрос. Вся история эта с госзаказами – в интервью с Тимуром Балымбетовым вы, будто бы оправдываясь, нехотя заговорили об участии в фильмах, имеющих отношение к государственным организациям. Почему?  Ведь вы уже участвовали в ряде подобных проектов –  «Тренере», который был снят при поддержке Фонда кино России,  в «Хирурге», снятом при поддержке ГЦПНК.

– Думаю, здесь оттенок ответу я придал сам. И он нелепый, потому что я часто был задействован в проектах, которые снимаются при господдержке. Наверное, так случилось, когда кто-то из окружения пошутил на эту тему, или потому что среди продвинутой молодежи это было зашкварно. И тогда я подумал «Блин, теперь я хочу сниматься только в крутых авторских фильмах».


Автор: Лолита Канафина

Фото: Нина Журавлева

Поделиться: