Бекентай называет себя «человеком-оркестром». «Тот, кто занимается абсолютно всем», — поясняет он и рассказывает Esquire, как ему это удается.

Молодой режиссер стал известен после невероятной работы над клипом Галымжана Молданазара Esimde Bari. Этот клип стал первой анимационной работой такого жанра в Казахстане, и о Бекентае заговорили — в стране и за ее пределами. Сейчас в его режиссерской копилке десятки музыкальных видео для отечественных исполнителей, среди которых Данэлия Тулешова, а недавно Бекентай завершил работу над клипом для популярного российского артиста Haru.

Бекентай Ажибеков Казахстан кино клипы видео творчество

Сегодня все чаще говорят о том, что самые крутые клипы сейчас делают в Казахстане, да и в целом упоминают наш прорыв в сфере видеопроизводства. С чем это связано?

По моему мнению, в Казахстан приезжают, потому что у нас дешево. Здесь свежий рынок и много крутых ребят, которые хотят что-то делать. Получается качественное сотрудничество: тем, кто приезжает, важно не выйти за рамки бюджета, а нам — реализовать идею. Местные не всегда доверяют твоим задумкам, а зарубежным это, наоборот, интересно. Посмотрите на Америку: там недостаток оригинальных идей, и им приходится создавать сиквелы и ремейки, переснимая мультфильмы или классические старые кинокартины. У нас все только развивается и начинает продвигаться.

Есть ли отличия в подходе к творческому процессу?

Это зависит от того, в какой команде ты работаешь. Бывает, конечно, «вызывают» на проект, но иногда везет собрать дримтим. Когда я снимал клип для Haru здесь, в Казахстане, на съемочной площадке работали 70 человек: дружелюбные, креативные и при этом ответственные. Мы экспериментировали, шутили, но при этом провели время очень продуктивно. Когда заказчики однажды пришли на съемки, они были в шоке. У вас, говорят, сумасшедший — в хорошем смысле слова — сервис, в России такое редкость. Отношение там совсем другое: пришел, отработал, ушел. Для них это норма. Сам с этим сталкивался.

Что лучше: строгая дисциплина или более расслабленная атмосфера?

Здесь как в общении: когда есть какие-то рамки — это уже совсем не то. Мне по душе работать, когда на площадке кайфово. Иначе зачем работать вообще?

Значит, веселья у вас в профессии с лихвой. А чего не хватает?

Помощи от государства. В Казахстане нет площадок для экспериментов и реализации творческих идей. Нам бы не помешало место, где начинающие и профессиональные творческие деятели могли бы свободно, а главное бесплатно, работать и развивать киноиндустрию и рынок медиа. У нас в стране очень много талантливых и перспективных ребят, которым не хватает материальной и технической поддержки.

А если государство начнет диктовать свои условия? Например, придется снимать ролики в том числе и для него?

Тоже неплохо. Это все равно опыт. Одно дело, когда ты учишься своему делу с технической стороны, другое — когда непосредственно в рабочей среде учишься профессиональному языку: как относиться к заказчику, как выстраивать коммуникации.

Что ты можешь назвать своей самой значимой работой на сегодняшний день?

У меня больше тысячи работ, не все я выкладывал в сеть, не всем делился. Но все еще нет работы, которая могла бы показать мой уровень. Причины разные: установленные рамки, нехватка знаний, трудности в реализации. А если выбирать из того, что есть, я бы назвал свой анимационный клип для Молданазара. Людям он запомнился больше всего, хотя и не всем зашел. Многие не поняли, что это вообще такое: настоящий клип или обрезанный мультфильм? Да и просмотры говорят сами за себя — клип не стал миллионником, застрял на 200 тысячах.

Но я ожидал худшего, не был уверен, что сделаю настолько хорошо. Когда начинал, боялся, что клип получится на уровне мультиков «Казахфильма», где все герои деревянные, да и качество рендера оставляет желать лучшего. Я мониторил казахстанский рынок в этой нише, видел, что такое есть, но не особо развито. Вот и подумал: надо сделать шаг вперед. И в самом конце, когда глаз уже замылился, я смотрел на полную картинку и думал: «Говно какое-то». Поэтому, когда отдавал клип Галыму, попросил не показывать его мне больше и нигде меня не отмечать. А он вдруг позвонил и поставил перед фактом: «Сегодня премьера, и ты придешь, потому что эта премьера твоя». Оказывается, Галым устроил закрытый показ, где клип смотрели на большом экране. После просмотра гости, в числе которых были именитые люди, аплодировали стоя. С ума сойти! Мурашки по коже. И я сказал себе: да, ты это сделал.


Записала Дина Марганова

Фотограф Илья Ким