Данияр Солтанбаев – яркий представитель казахстанской творческой молодежи. Он достиг определенных успехов в разговорном жанре и написании сценариев, попробовал себя в продюсировании. В беседе с Esquire мы поговорили о мечтах, секретах удачного подкаста, особенностях казахстанского юмора, деньгах, успехе и многом другом.

Данияр Солтанбаев: «Скоро весь мир узнает о казахском юморе»

Данияр, вы актер, сценарист, ведущий. Помимо этого вы занимаетесь подкастами.  В каком амплуа вы себя чувствуете наиболее комфортно?

Актером назвать себя крайне сложно, так как очень мало опыта в этом, я пока больше за кадром, но очень хотелось бы себя раскрыть в этом амплуа. Основной своей работой я считаю написание сценариев для кино и сериалов, так как вижу себя в этом в любом возрасте. Также у этого есть развитие в виде продюсирования и режиссуры. Проведение мероприятий — это моя вторая работа, если ее можно так назвать, в основном мероприятия один-два раза в неделю. Я получаю от этого большой заряд энергии и приятный бонус в виде денег. Подкасты же чистый «кайф». Я, можно сказать, отдыхаю при записи подкастов, так как для меня подкаст — это посиделки с интересными людьми, это просто снимают на камеры и потом выкладывают в ютуб. В подкастах есть большой потенциал, так как наш канал растет, у нас уже появляется своя аудитория, которая смотрит подкасты, это очень приятно. Плюс к этому, мы почти сразу получаем обратную связь в виде комментариев и понимаем, что получилось хорошо, а над чем можно поработать.

В каком направлении вы бы хотели развиваться?

Развиваться хочу во всех направлениях, которыми занимаюсь. А заодно добавить еще несколько направлений. Наконец начать серьезно развивать свои соцсети. Есть желание вновь попробовать себя в жанре стендап, так как практически всю жизнь занимаюсь юмором и есть большой опыт выступлений на сцене благодаря КВН, мероприятиям и тому же стендапу, который я пробовал в 2015 году. Правда, тогда мне это показалось неперспективным, но, как выяснилось, я ошибался. Вот в ближайшее время и возьмусь за исправление этой ошибки.

Данияр Солтанбаев: «Скоро весь мир узнает о казахском юморе»

Если говорить о подкастах, которые вы ведете, как думаете, в чем секрет успешного интервью?

Для меня подкаст не совсем интервью, конечно, иногда получается так, что гости раскрываются и рассказывают что-то личное, но, как я уже говорил ранее, для меня это больше посиделки. Как дома на кухне за чаем. Удачный подкаст зависит, на мой взгляд, от многих факторов: гости должны чувствовать себя в своей тарелке, у всех должно быть хорошее настроение (если настроения нет, мы очень стараемся его улучшить). И, конечно, хорошо, когда у нас и гостей есть свое мнение, и мы можем его озвучить на те или иные темы.

Кем вы мечтали встать в детстве?

Я рассказывал в одном из подкастов, что мечтал стать президентом, но потом посчитал и понял, что не успею. Идя в наушниках и слушая какую-то динамичную музыку, я представляю, что я успешный футболист, рэпер, обладатель премии «Оскар». В общем, я до сих пор, бывает, мечтаю.

Насколько мечты совпадают с реальностью? Вы довольны тем, к чему пришли на данный момент?

Я доволен всем, но, конечно, хочется развиваться дальше и добиваться бОльших успехов. Тем более меня окружают примеры друзей и знакомых, которые меня мотивируют двигаться дальше. За что я им благодарен. Проработав немного в банке, я понял, что офисная работа не для меня, я не говорю, что это плохая работа, но она просто не для меня. Поэтому я очень рад и благодарен, что сложилось так, что я могу заниматься делами, которые мне интересны.

Вы были одним из сценаристов комедии «Жаным, ты не поверишь». Как выдумаете, чем казахстанские комедии отличаются от других? Иначе говоря, в чем специфика казахстанского юмора?

Есть такое явление как британский юмор, мне кажется, совсем скоро весь мир узнает и о казахском юморе. Он специфичен, выделяет его, как мне кажется, «гон» – так мы это называем в кругу друзей. «Гон» – это очень неожиданные повороты в юморе, сломы, которые обезоруживают зрителя и заставляют его смеяться, забыв обо всем. Фильм «Жаным, ты не поверишь!» получил высокую оценку по всему миру, если не ошибаюсь около 20 международных наград. И это самое яркое подтверждение того, что у юмора один язык, его понимают по всему миру. Я не совсем хорошо владею английским и тем более другими языками мира, но меня радует, что я знаю язык юмора и с помощью него могу разговаривать со всем миром. Казахстанский юмор уже покорил СНГ, тому подтверждение наши КВНщики, вайнеры, блогеры, артисты, стендаперы, музыканты, это очень приятно. В наших руках сделать его известным на весь мир. Пора занести Казахстан на карту мира во всех направлениях.

Данияр Солтанбаев: «Скоро весь мир узнает о казахском юморе»

У вас есть опыт написания сценария и для сериала. Скажите, над чем проще работать: над полным метром или над сериалом?

Сериал более объемная работа, она чаще всего занимает больше времени, чем работа над фильмом. Даже если сравнить только хронометраж, то у фильма он в среднем 85 минут, у сериала же одна серия может быть около 40 минут, а таких серий в сезоне 10-12. В фильме ты успеваешь рассказать стартовую точку персонажа, потом обстоятельства, в которые он попал и выход/решение. В сериале же можно раскрыть больше. В том числе, опять же, из-за хронометража. Спрос на большие сериалы сейчас не такой большой, по крайней мере, у нашей сценарной команды. Так как у фильмов понятная система монетизации, ты пишешь фильм, его снимают, прокатывают в кинотеатре и таким образом зарабатываются деньги. С сериалами немного сложнее, это либо телевизионный сериал, который полностью спонсирует телеканал, либо это Salem Social Media, которые также полностью берут на себя расход и заливают его на свои каналы. Но уже есть подвижки и в сторону мировых стримингов. Надеюсь, скоро все смогут увидеть сериал, написанный мной где-нибудь на Netflix. Недавно мы закончили работу над сериалом для ребят из ИК. Потому поторопите их, пусть поскорее его снимут и выпустят.

Как пишется сценарий для сериала? Съемки начинаются, когда прописан каждый эпизод или же все пишется в процессе?

Конечно, правильно начинать подготовку к съемкам только после окончания работы над сценарием. Однако в наших реалиях иногда бывает и по-другому. В этом плане я прошел большую школу стрессового написания сценария, но лучше так не делать. По-хорошему: пишется сценарий, после начинается подготовка к съемкам и после снимается сам проект.

Есть распространенное мнение, что настоящее искусство должно быть бескорыстным – за деньги шедевры не создаются. Согласны с этим? Или все же творчество и деньги могут вполне гармонично уживаться?

Мне ужасно обидно за великих художников, скульпторов, писателей, которые ушли из жизни в нищете, так и не узнав, что они и их работы стали известны на весь мир. На начальных этапах, как и везде, ты работаешь на имя, зарабатывая небольшие деньги, но набираясь опыта. Потом уже имя работает на тебя, и ты начинаешь зарабатывать хорошие деньги. Поэтому не стоит торопиться. Мне кажется, хорошая работа, тем более интеллектуальная, должна хорошо оплачиваться, так как я знаю много примеров, когда действительно талантливые люди занимаются не своим призванием, а зарабатыванием денег на жизнь. Это печально, хочется, чтобы все талантливые люди ни в чем не нуждались.

Что для вас деньги?

Деньги для меня ресурс, который позволяет улучшить уровень жизни и делает более свободным. Надеюсь, что когда-нибудь произнесу фразу «деньги – не главное», но как мы знаем, говорить ее нужно, только тогда, когда их много.

А популярность? На ваш взгляд, по каким критериям оценивается популярность?

Кто-то из наших гостей сказал, что не стоит «звездиться», пока ты звезда только в нашей стране, а в другой тебя никто не знает. Но мне кажется, даже тогда «звездиться» тоже не стоит. Популярность, наверное, оценивается индексом узнаваемости. Есть популярность локальная в твоей стране/регионе, а есть всемирная. В нашей стране есть некий парадокс: легче стать популярным во всем мире, а только потом внутри нашей страны.

Расскажите о проектах, которыми планируете заняться в ближайшее время.

В предстоящем году планирую сделать продюсерский проект, найти инвесторов и реализовать его. Проект, в котором я смогу полностью отвечать за креативную часть и успех проекта напрямую, в большей степени, будет зависеть от меня. Написав только сценарий, крайне сложно надеяться на успех, так как есть много факторов реализации этого самого проекта. Так что пожелайте мне удачи, надеюсь, вся страна к концу следующего года увидит мой проект.

Поделиться: