Дневник студентки Назарбаев Университета. Оценки – не главное

Студентка Назарбаев Университет Камила Мушкина продолжает рассказывать читателям Esquire.kz о своей учебе и жизни в самом престижном кампусе страны.

Дневник студентки Назарбаев Университета

GPA не главное — этой фразой мы успокаиваем себя, получив неутешительные результаты в конце семестра. Для тех, кто не знает, GPA – это средний балл, который рассчитывают по оценкам и по количеству кредитов, то есть часов, отводимых на предмет в неделю. Эта шкала не пяти-, а четырехбалльная, так что старшему поколению бывает непросто объяснить, что 3,5 – это очень неплохой результат, а вовсе не «удовлетворительно». Сейчас эта система действует во всех высших заведениях в Казахстане – западное нововведение, затронувшее не только Назарбаев Университет.

В школе оценки всегда под контролем: как появляется слишком много троечников, учителя бьют тревогу – это же им, в свою очередь, получать нагоняй от завуча и директора. Поэтому школьникам волей-неволей приходится карабкаться, не обязательно усиленной учебой, а прочими методами – лишь бы оценка была получше. Еще и родители добавляют, сравнивая свое чадо с одноклассниками, словно соревнуясь: «А вот Айгерим пятерку получила, почему ты так не можешь?»

В университете этот контроль ослабевает – уже и родители не могут сильно влиять на переросшего их ребенка, да и профессорам глубоко безразлично содержимое студенческой зачетки – будь там хоть ряд двоек (или D-шек, по-нашему). Здесь уже все под нашу ответственность; кто-то держится на плаву, едва превышая минимальный допустимый балл 1,0, а кому-то катастрофически не хватает даже тех самых 3,5.

Нет, все-таки, раз мы учимся, то учиться надо серьезно – ходить на пары, делать домашние задания и готовиться тщательно к сессиям. И тут приходится сталкиваться с парадоксальной дилеммой: либо стремиться к GPA 4.0, либо получать знания в свое удовольствие, совмещая учебу с чем-то еще.

Не говорю о некоторых учебных заведениях, где профессора ставят хорошие оценки за вознаграждение – и гуляй себе; уж там-то точно ничему не научиться, и не приобрести ничего, кроме формального диплома. Меня вообще удивляет, как знакомые иногда делятся тем, что «закрыли» сессию, «пообщавшись» с преподавателями: о каких будущих специалистах может идти речь?

К счастью, эта практика не повсеместна; но даже в тех университетах, где оценивают более справедливо, в погоне за GPA можно что-то да потерять. Когда работаешь на оценки, особенно с огромной учебной нагрузкой, то не так много времени уделяешь другим вещам – социальной активности (которая немаловажна для опыта любого студента, в том числе и для резюме), здоровью (ох, сколько людей портит так зрение и желудок, и стрессы никто не отменял). А еще упускаешь возможности, замыкаясь в узком пространстве – уроки, уроки – а ведь как много знаний можно приобрести за пределами лекций!

У нас в университете с системой личного расписания есть еще и такая хитрость: выбирать не слишком трудные уроки, чтобы не понизить средний балл; скажем, мне нужно пройти какой-то курс в области социологии, но вместо углубленного я возьму курс полегче – вдруг не ту оценку получу? Вот и получается иногда неравномерно – средняя оценка не соответствует глубине знаний. В конце моего первого семестра на фоне нескольких «отлично» затесалась B-, четыре с минусом по старой системе. Но несмотря на легкую форму синдрома отличницы, я отбросила метод легких путей и оступилась с общей химией (General Chemistry I), которую не особо понимала еще в школе. Но не жалею, потому что мне было интересно решать уравнения и рисовать схемы химических соединений, пробовать то, что раньше не давалось совсем.

Однако тут могут возникнуть проблемы для тех, кто подает на стажировки или магистратуру; такие возможности обычно требуют целый пакет достижений, включая волонтерство, практики и высокий GPA, куда без него. Когда университет выделял гранты для летнего семестра в США, решающим фактором был именно этот средний балл. А еще был случай, когда определенное количество студентов отбирали на практику по GPA, нужно было, скажем, топ-20 человек, и средние баллы оказались одинаковыми у двадцатого и двадцать первого в списке. Как поступили? Взяли первого по алфавиту. Но процесс отбора не всегда проходит так, чаще всего и у нас, и при поступлении в зарубежные вузы важно все в совокупности – а это, в дополнение к оценкам, мотивационное письмо, рекомендации от профессоров, внеучебная деятельность. И все эти критерии кажутся настолько строгими, что невольно начинаешь паниковать: неужели нужно быть гением, чтобы выполнить все пункты и попасть на стажировку или в университет своей мечты? Зависит от приемных комиссий – все они по-своему отсеивают заявителей, оказывая большее внимание какому-то одному критерию. И тут уже не поспоришь – в случае отказа никто не собирается ничего объяснять.

Обладателей среднего балла за семестр выше 3,75 у нас торжественно награждают почетной грамотой, я один раз за все время учебы тоже удостоилась чести сфотографироваться с ней в одной руке, а другой – пожимая руку декана. Конечно, такие церемонии повышают самооценку, должны же быть какие-то привилегии за отличные оценки. Но ради них я не стану превращать учебу в каторгу и не откажусь от удовольствия ошибаться, но узнавать больше. И если бы все это поняли, то не нужен был бы никакой GPA.


Автор Камила Мушкина

Не забудьте подписаться на текущий номер