Дневники проректора. Вместо эпиграфа

Наш автор Раушан Джуманиязова покинула кресло директора радио Classic и стала проректором консерватории им. Курмангазы. В этом новом качестве она возвращается в Esquire.kz.

ДНЕВНИКИ ПРОРЕКТОРА. ВМЕСТО ЭПИГРАФА

Равновесие – предельно хрупкое явление, непостоянное и такое желаемое. Все мы к нему стремимся, прорываясь сквозь несовершенные организационные структуры, равнодушие людей, экономические сложности, политические решения, семейные вопросы, собственные эмоции.

Знаете, у меня было такое равновесие, пока я строила радио. Были и уверенность в правильности решений, и радость первых побед, и чувство единства маленькой команды. И на этом счастливом моменте случился в моей жизни очередной вираж – я оставила должность директора любимого радио Classic, оставила радио класса «А» (позволю себе такую нескромность).

Новая должность – проректора по научной работе в родной консерватории – пугала меня и дразнила новыми задачами. Я знаю консерваторский коллектив, питаю уважение и симпатию к ректору, мне захотелось принести пользу в этой сфере, но я понимала, какая это грандиозная ответственность. Ответственность перед конкретными людьми – педагогами и учеными, всегда вызывавшими во мне пиетет, перед талантливыми, доверчивыми и не сильно дисциплинированными студентами, перед отраслью, находящейся в состоянии турбулентности.

В первые же недели Консерватория затянула сногсшибательным и непредсказуемым водоворотом: концерты, международная аккредитация, международная конференция, Ученые советы, первые защиты PhD диссертаций… Сплошной драйв и калейдоскоп событий, который так хочется осмыслить. Я поняла, насколько мощный потенциал хранит конса, несмотря на отток профессуры в 90-е годы, смену поколений, пресловутое снижение уровня студентов. Я поняла, что мне есть на кого опереться, что консерватория остается уникальным островком творчества, свободы, веры в перемены. Да, Жания Яхияевна может себе позволить просто принимать судьбоносные для многих решения, но считает принципиально важным обсудить их с коллективом, свериться с коллегами и специалистами из разных сфер, убедиться в готовности к предстоящим переменам. Здесь профессора могут себе позволить сатирические шаржи на администрацию и умеют делать это стильно и элегантно. Кстати, городские старожилы до сих пор вспоминают консерваторские капустники, когда хрупкие интеллигенты сносили двери в, увы, не безразмерный концертный зал.

На первом концерте, который мне довелось организовывать в новой должности, мне казалось, что я предусмотрела все: яркую программу, сильных музыкантов, просчитанный по минутам сценарий, оформление сцены и техническую поддержку… — все, кроме стихийной реакции музыкантов: Сержану Шакратову захотелось рассказать легенду кюя, Амандык Комеков решил сыграть дополнительный номер (кстати – фееричный номер!), а легендарный декан народного факультета Карима Сахарбаева сочла обязательным выйти на сцену и поделиться эмоциями… Я была в ужасе – сценарий «полетел», ситуацию контролировать было невозможно, хронометраж был похоронен безвозвратно. А зал был счастлив и музыканты «светились» — концерт получился вдохновенным.

Мне кажется консерваторская жизнь, как и музыковедение, и искусствознание в целом, нуждаются в обратной связи, нуждаются в открытости. Когда я выходила на диалог со слушателями в рамках радийного периода, это казалось мне рискованным, но абсолютно обязательным условием существования СМИ. Я встречалась со слушателями, разговаривала с ними по телефону, переписывалась по электронке, я чувствовала пульс радио. Получится ли так в консерватории? Уместна ли такая открытость в научной деятельности? Первый такой опыт вышел совсем неоднозначным. Приглашенные на конференцию и творческую встречу с музыкальным критиком блогеры-меломаны остались не сильно довольными: им было скучно, они были строги к постановкам оперного режиссера-новатора Дмитрия Чернякова, формат встречи им показался неубедительным. Эх, как мне было обидно! Мне было обидно ровно 7 минут. А потом пришло чувство удовлетворения, спокойствия и готовности пригласить всех на публичные защиты диссертаций, на выпускные экзамены студентов, на мастер-классы и  открытые уроки. Правда, приходите! Это поможет нам всем лучше понять друг друга. Любой диалог позитивен для думающих людей, и, признаться, люди творческих профессий нуждаются в нем больше других.

Консерватория магнитом пресекает все попытки увернуться от нее. Раз попав сюда, вы вряд ли вырветесь. И, в качестве эпилога, зарисовка моего будничного вечера, когда на экране мессенджера мигает сообщение декана консерватории:

— Раушана, нам срочно нужен костюм курицы! (речь о предстоящем новогоднем корпоративе)

— Да, Галия Зайнакуловна, я поищу. Обязательно!

Я ищу состояния равновесия, стремлюсь к нему. Вместе с вами.


 

Не забудьте подписаться на текущий номер