Все ли помнят времена, когда спецэффекты в фантастических фильмах только начали захватывать кинематограф? Одним из самых ярких примеров можно считать «Звездные войны», где зритель впервые смог не только увидеть световые мечи в деле, но и узреть современный «мессенджер» для героев в виде голограмм. В те времена голограммы считались чем-то иррациональным. Но идее Джорджа Лукаса было суждено ожить в реальности. И если подобные мессенджеры пока что далеки от «Звездных войн», то голограмма прочно вошла в современную жизнь. И что мы имеем на сегодняшний день?

«Помоги мне, Оби-Ван Кеноби, ты — моя единственная надежда… (треск) Помоги мне, Оби-Ван Кеноби, ты — моя единственная надежда» — послание Леи Органы Оби-Вану Кеноби

Рассмотреть со всех сторон

Когда-то в далеком 1971 году английский физик венгерского происхождения Дэннис Габор получил Нобелевскую премию за изобретение метода голографии. Конечно, это не тот случай, когда все можно объяснить простым языком, но, если сократить десятки научных докладов до нескольких предложений, все свелось к тому, что голографическая картинка стала возможной благодаря лазеру, воспроизводящему изображение трехмерного объекта. Его можно обойти, рассмотреть со всех сторон, но увы или к счастью нельзя потрогать.

На сегодняшний день голограмма является новаторским инструментом, работающим во благо сферы развлечений, рекламы и продвижения любых услуг и продуктов. И специалисты твердят в один голос: в будущем она сможет подвинуть другие, более привычные способы информирования потенциальных потребителей.

Мнения казахстанских экспертов

Муслим Абдуллаев – директор 4D Hologram,

По словам Муслима Абдуллаева – директора 4D Hologram первые голограммы появились в Китае. В то же время голографические вентиляторы параллельно придумали в Белоруссии. Сейчас между китайскими и белорусскими разработчиками идут судебные разбирательства. Мировое сообщество до сих пор не может прийти к единому мнению – кому принадлежит патент. Одна из сторон получила большие инвестиции от Ричарда Брэнсона и других крупных инвесторов. Затем они появились в России, а после и в странах Европы. В 2018 году свет голографических изображений наконец забрезжил и в Казахстане.

«Если бы еще немного задержались, то точно отстали бы от тренда. Сейчас мы разрабатываем улучшенные голографические девайсы и планируем выйти на рынок России. Наши девайсы и наше ценообразование намного ниже, чем в других странах. И сказать честно, нас есть за что бояться. На данный момент у нас эксклюзивное дистрибьюторство и целый список преимуществ перед другими компаниями. Мы можем назвать себя первооткрывателями, ведь именно после нас пошел тренд на голограммы в Казахстане. Были люди, которые занимались тем же, что и мы, но они открывались и закрывались спустя несколько месяцев. Голограмный бизнес – очень сложный с точки зрения бизнес процессов. Нужно подготовить оборудование, провести тест, разработать к нему 3д контент, утвердить его у клиента, произвести доставку, провести обслуживание оборудования в случае надобности. Не все выдерживают» — Муслим Абдуллаев

Будущее здесь

Первая голограмма, которая «ушла в массы», по словам Муслима, появилась именно в саге «Звездные войны». Персонажи фильма разговаривали с друг с другом на расстоянии сотен тысяч километров, используя голографические изображения. После первых киношных голограмм футурологи посовещались и решили, что теоретически их вполне возможно воссоздать и в реальной жизни. На данный момент существует три вида голограммы: первая работает благодаря лазерным лучам, встречающимся в одной точке, вторая – при помощи проектора, направленного на скопление пара, и третья – самая распространенная версия голограммы, создается благодаря вентилятору, лопасти которого при движении образуют четкое изображение.

Сегодня голограммы пользуются небывалым успехом и встречаются в различных сферах. Особенно благоприятной почвой для них оказалась сфера рекламы и развлечений.

«Голограмма добавляет любому мероприятию некую футуристичность. Люди надолго залипают перед такими фантастическими технологиями, которые еще несколько лет назад казались недостижимыми. Они не могут спокойно пройти мимо, снимают голограммы на видео, выкладывают в сеть. В итоге достигается сильный вирусный эффект. Только представьте, недавно мы разработали проект — голограмму жениха и невесты, которые приветствовали родителей на свадьбе. Люди были в полном восторге! Или настоящий голографический Тони Старк, который о чем-то вещает или чему-то обучает! Отдельное место голограммы занимают в современной ритейл-индустрии. Покупателю уже не интересны LED-экраны и баннеры. А вот мимо голограммы точно никто не пройдет. Или возможно пройдут, но точно запомнят. Это сильная имиджевая реклама», — Муслим Абдуллаев

Как это работает

Технология разработки голограмм невероятно сложна и требует определенных навыков в инженерии и в производственном бизнесе. Для того, чтобы создавать голограммы, нужно научиться строить 3D модели, анимировать их, кодировать – и это только верхушка айсберга. Чтобы перевести обычное изображение в голограмму, требуется знание многих программ, которые обновляются со скоростью света. Но научиться можно всему, особенно при большом желании.

«Чтобы наши партнеры могли зарабатывать, мы запустили такой продукт, как голографическая франшиза. На данный момент мы успешно продали семь франшиз по Казахстану и одну в Турцию. Это своего рода готовая модель для заработка. Разрабатывать контент, производить что-то не нужно. Единственное что необходимо нашим партнерам – закупить оборудование и сделать рекламу у себя в городе. Это готовый, проверенный бизнес со сроком окупаемости, с консалтингом, с гарантией и самое главное, с готовой клиентской базой. Это отлично для тех, кто мечтает удивлять и создавать то, что останется в памяти надолго».

Примеры голографических проектов, которые наделали много шума

— 31 августа 2007 года компания Crypton Future Media создала японскую виртуальную певицу Хацуне Мику, благодаря технологии псевдообъёмной проекции на полупрозрачном экране. За инновационной разработкой стояла команда аниматоров, музыкантов, инженеров и аудиовизуальных художников. Сегодня голограмма милой девочки «помогает» разработчикам успешно зарабатывать на рекламе, концертах и видеоклипах.

 — В 2012 году на всемирно известном музыкальном фестивале Coachella выступила голограмма рэпера Тупака Шакура. «Голографическая легенда» спела совместно со Снуп Доггом и Dr. Dre, тем самым произведя настоящий фурор на посетителей.

— В октябре 2019 года Казахстанская голографическая студия 4D Hologram разработала голограмму Джокера, которая встречала посетителей на премьере одноименной ленты в одном из алматинских кинотеатров. По заверениям разработчиков, персонаж культового фильма Тодда Филлипса привлек огромное количество зрителей к новым голографическим разработкам и позволил увеличить кассовые сборы кинотеатра в несколько раз.