“Финский “Джок Уик”, кровавое месиво в стиле “Бесславных ублюдков” Тарантино, оммаж “Однажды на Диком Западе” Серджио Леоне, викинг версия “Командо” — все это мнения о новом скандинавском “треш-боевике без тормозов” “Бессмертный” (“Sisu”). Роман Райфельд посмотрел его и делится своим мнением.

"Бессмертный": кровавое шествие добра и зла в лучших традициях Тарантино

Sisu в переводе с финского означает упорство, стойкость, выносливость, характер. О таком герое и захотел снять свой фильм 47-летний постановщик Ялмари Хеландер. Сделанный совместно с британцами, он о почти конце Второй мировой. На календаре 1944 год, и на второстепенном по важности участке, каковым всю войну пробыла Финляндия, взвод фашистов напарывается на местного золотоискателя, который неожиданно обнаруживает предмет своих поисков в больших объёмах. С рюкзаком самородков финн и спешит восвояси. Здесь сложно сказать чётко, что немцы преследуют финского солдата, потому что порою картина превращается в догонялки наоборот и мясорубку, по масштабам сравнимую с крупнейшими сражениями той войны. Будто не один человек противостоит врагу, а целый полк.

"Бессмертный": кровавое шествие добра и зла в лучших традициях Тарантино

Чем хорош фильм

Красотой кадра. И здесь стоит говорить, как о прекрасной операторской работе Кьелля Лагеррооса, так и о непередаваемой ландшафтной поэзии Лапландии, создающей умопомрачительный контрастный фон, на котором и разворачиваются окрашенные в пурпурный события. Но о крови — ниже.

Персонажами и актёрами. Здесь их немного, прямо скажем. По сути это трое. Протагонист, крупные планы которого сконцентрированы вокруг морщинистого повидавшего много битв лица и бездонных глаз, сыгран Йормой Томмилом. Весь в шрамах, отпущенный финской армией на волю из-за неспособности контролировать его неуёмное желание убивать, бессмертный чувак произносит за всю картину всего-то несколько слов. Его принципиальный противник — нацистский офицер Бруно, одетый в небрежно накинутый поверх грязной и расхристанной гимнастёрки кожаный плащ. Эту роль исполнил норвежец Аксель Хенни, знакомый вам по “Марсианину” (2015) и “Охотникам за головами” (2011). Ему помогает еще один “фашист” — по кличке (или фамилии?) Вульф. Его сыграл Джек Дулан из “Нового Амстердама” и “Пацанов”. Есть еще актриса второго плана — Мимоса Вилламо, в уста которой режиссер-сценарист вложил главные слова, передающие суть киноповествования: “Он просто отказывается умирать. Всё это не про кто сильнее, это про не сдаваться”. Вилламо исполняет роль одной из финских пленниц фашистов, которых наш горячий парень, естественно, освобождает. Те же, не оставшись неблагодарными, сами хватаются за оружие и измельчают фашисткую нечисть в пух и прах.

Красив фильм и своей трешевой натуралистичностью. Здесь людей (или нелюдей, т.к. речь о врагах) давят танками и грузовыми машинами, протыкают им черепа, их потрошат, а части их тел в том, что на них было надето, красиво разлетаются от подрывов мин в разные стороны. Все это, само собой, сдабривается вёдрами искусственной крови, брызгами разлетающимися по экрану и пачкающими камеру.

"Бессмертный": кровавое шествие добра и зла в лучших традициях Тарантино

Что заметили критики

Влиятельный Rolling Stone без отступлений высказывается в заголовке своей майской рецензии: “Это кровавый фильм, где убивают нацистов, который вам нужно посмотреть”. И продолжает: “Финский фильм эксплуатирует тему Второй мировой, где старатель противостоит взводу нацистов. То что происходит дальше, — чистый запредельный кровавый кинохаос”. “Бессмертный”, завершает свою рецензию RS, “выходит за рамки мультяшности… Он заразительно радостен в своей почти библейской антинацистской жажде крови, и вы останетесь смотреть до конца, чтобы увидеть, какие еще креативные способы придумает режиссер, дабы уничтожить этих расистских дегенератов”.

Фильму, однако, достаётся от The New York Times: “Жестокий и эффективный, наш седовласый герой обладает неуязвимостью персонажа видеоигр, он расчленяет конечности, сворачивает шеи и залатывает собственные раны, даже не вспотев… Нацистских солдат здесь расстреливают, закалывают, давят, сажают на кол, обезглавливают и взрывают — образы, которые фильм демонстрирует с мясорубочным ликованием… Кажется, что там даже делается пауза для аплодисментов после самых беспричинных убийств. Но 90 минут невероятного беспредела значат мало, если беспредел не был задуман с большим остроумием. Что мешает “Бессмертному” достичь размаха великого фильма — стиль, который кажется обыденным и сдержанным”. Соглашусь с автором рецензии Калумом Маршем: это кино заставляет зрителя улюлюкать, наблюдая, как восстанавливается на экране справедливость. Тем не менее лента, несмотря на всю свою жестокость, ни на минуту не кажется отвратительной или безвкусной.

"Бессмертный": кровавое шествие добра и зла в лучших традициях Тарантино

О Тарантино

Треш — несмотря на первое впечатление, искусство тонкое, и Хеландер уже не впервые путешествует в чертоги жанра. Конечно, можно сказать, что ему лавры Тарантино покоя не дают, но ведь и сам Квентин сплошь и рядом состоит из цитат, что не мешает ему быть Мастером. Вот и упомянутые “Бесславные ублюдки” — это лишь то, на что режиссера вдохновил итальянский поджанр дешёвых фильмов о войне категории “Б” — т.н. “Евровойна” (Euro War, Macaroni War или Spaghetti War). Хеландер отвесил поклон американскому маэстро также, не только разделив свой нарратив на главы, но и использовав до боли знакомый шрифт в их названиях. Прогуглите ITC Busorama, узнайте историю этого придуманного в 70-е шрифта, использованного Тарантино в нескольких своих картинах.

"Бессмертный": кровавое шествие добра и зла в лучших традициях Тарантино

Насколько достоверно

Какие-то исторические моменты в фильме Хеландера оказались более-менее точными: Вторая мировая для Финляндии действительно началась с называемой у них Зимней войны, когда их противником был СССР (1939-1940 гг.). До 1944 страна воевала уже на стороне Германии, а после стала сражаться рука об руку с советским солдатом против фашистов. Но, справедливости ради, упомяну, что в фильме не обошлось без исторических “факапов”. Специалисты по военной технике и оружию Второй мировой нашли здесь просто вопиющее игнорирование реальности. Но картина явно не претендует на то, чтобы занять в вашем сердце место верных правде жизни, например, советских “Живых и мертвых” или американского “Спасения рядового Райана”. Здесь история лишь полотно, на котором разворачивается боевик, где кинжал протыкает череп, а части тела разлетаются после подрыва на мине в разные области кадра. Где главный герой — эдакое потерявшее во время резни семью исчадие добра, закалённый финский мужик выживает, кроша врага, как пармезан на пасту. Скажу больше, в финале наш простреленный, повешенный, подожжённый и утопленный герой ещё и сдает своё золотишко на хранение в банк, куда по сюжету стремился, чтобы реализовать, надо полагать, свою мечту. Американскую?

https://www.youtube.com/watch?v=OGbr-aAnKTo
Поделиться: