Мрачно и жестоко — это не те слова, чтоб описать режиссёрский дебют Фулсада Ширай «Компотский дым». Фильм запросто можно обвинить в пессимизме, который пугает не только жутким цинизмом. В таком мире не хочется соседствовать и тем более осознавать. Но для художника нет и не должно быть запретных тем. И благодаря этому можно рассчитывать на его творческую смелость. Фильм выгодно отличает глубина социального анализа, меткость психологических наблюдений. Режиссёр стремится вести рассказ в документальной манере. Своего рода кинодокумент о внутренней кухне наркодилеров. Вроде бы вновь звучит застарелая и избитая тема наркомании. Но к своему несчастью, проблема не теряет своей остроты и трагедии.

Серьёзный подход к деталям поражает своей реалистичностью. Тёмные схемы вынесены на обозрение с предельной честностью. Торговцы кайфом имеют целую систему деловых связей от состоятельных клиентов, мастеров, и до крыши в органах. И у каждого свои взгляды на этот мерзкий бизнес.

Борьба героев почти лишена внешнего действия и проявляется в напряжённой диалогической форме. Местами некоторые диалоги со сленгом затрудняют понимание. Но это не делает фильм неясным. Такими персонажами вряд ли можно любоваться как носителями высшей истины. Здесь действует особый микромир замкнутого пространства, из которого нет выхода. Герои не ищут у зрителя сочувствия. Так как режиссёр не скрыл их слабостей. Он их не судит и не хвалит. Нет навязанных «плохих» и «хороших». Честно трудиться — это тот идеал, который утратил свою привлекательность для молодых героев. Попадать в плен мнимого кайфа, а затем заплатить слишком высокую цену, чтоб выбраться из него. Это опасный капкан с неизбежным роковым концом. Но это, похоже, мало заботит героев. Их всех объединяет слепая погоня за «лёгкой жизнью».
Сказать, что наркотики — это символ сопротивления молодёжи, будет некорректно. Фильм не воспевает наркоманию, а указывает на трагический тупик. Режиссёр не пытался разобраться в причинах, порождающих наркопреступность. Так как выяснение этой проблемы — задача всесторонняя и заниматься ею должны не только психологи, но и государство.

Несмотря на заметную ограниченность технических возможностей, кинооператоры Юрий Левандовски и Дильшат Иминов сумели передать ощущение безнадёжности. Главная мысль фильма в том, что мир наркодилеров — лишь отражение нашего большого мира. Режиссёр не сеет иллюзий, а раскрывает глаза на ту язву, которую не залечить одними арестами рядовых закладчиков. Режиссёром не движет желание подарить надежду зрителю, он пытается скорее обезопасить от злых капканов, в которые, к сожалению, всё чаще попадает наша молодёжь. Выкурить жизнь, как дешёвую папиросу — стало обыденностью. Особенно если учесть нашу печальную статистику наркопреступлений среди молодёжи.
Фильм «Компотский дым» — камерная драма, которая оставляет привкус горького бессилия. Наркоторговцы кончают одинаково, но, как выяснилось, не все. Цепочка, ведущая наверх, исчезает невидимой нитью где-то в воздухе… Человек порочен и исправлению не подлежит. Ничего не изменится, всё останется по-прежнему. В этой картине недозволенное стало осуществимым. Самое главное фильм сделан с верой в свою правоту. И уже только за это художникам стоит снимать такие «неправильные» и «неугодные» картины. Иначе принципиального сдвига в нашем кинематографе не произойдёт.

Не случайно фильм вызвал нарекания цензуры. В принципе — это неудивительно. Безобидное у нас давно стало под запретом. Фильму, к сожалению, не удалось выйти в широкий прокат. Поэтому премьера фильма ожидается на платформе YouTube в следующем году.
Доктор PhD Алёна Демченко