Алекс Гарленд — мастер на все руки. Британец начал карьеру как писатель, опубликовав роман «Пляж» в 1996 году. После того, как Дэнни Бойл снял по его книге одноименный фильм с Леонардо Ди Каприо, Гарленд решил податься в Голливуд — написал для того же Бойла сценарии хоррора «28 дней спустя» и сай-фая «Пекло». Работать над чужими фильмами Гарленду надоело уже в начале 2010-х, так что сценаристу пришлось переквалифицироваться в режиссера.
В 2014 году Гарленд выпустил заумную фантастику «Из машины», а в 2017-м — авторский сай-фай «Аннигиляция». И только критики успели охарактеризовать Гарленда как главную надежду интеллектуальной научной фантастики, режиссер быстро сменил стиль, сначала сняв хоррор «Род мужской», а затем предельно реалистичный фильм о новой гражданской войне в США «Падение империи».

И вот, спустя год после премьеры спорного милитаристского фильма, Гарленд вернулся с новым проектом. Причем вернулся не один — компанию ему составил бывший «морской котик» и ветеран иракской войны Рэй Мендоса. Взять бывшего военного в сорежиссеры — правильный выбор. Новинка «Под огнем» посвящена иракскому конфликту, так что без опыта Мендосы фильм вряд ли бы вышел реалистичным.
А ведь реализм — главная особенность «Под огнем». Еще до премьеры фильма, Гарленд и Мендоса обещали зрителям честный взгляд на современное «искусство войны», взгляд, не испорченный голливудским драматизмом и ненужными подробностями. Что обещали, то и сняли — напичканный молодыми актерами боевик смотрится как документальная съемка, а не очередная попытка пойти по «оскаровским» следам «Снайпера» или «Повелителя бури».

Фабула фильма по-военному проста — отряд «морских котиков» проникает во вражеский тыл. Место дислокации — пригород иракского города, застроенный двухэтажными серыми зданиями. Отряд проникает в одно из неприметных строений, нагло запирает обитателей дома в одной из комнат, и начинает слежку за соседними улицами. Все идет как по маслу. Бойцы хорошо подготовлены, спутники дают информацию о потенциальных угрозах, по радио постоянно поступают новые приказы. Но рутинная операция неожиданно летит в тартарары — иракские боевики узнают о захвате дома и начинают осаду.
Заметно, что Гарленд и Мендоса решили не утяжелять сюжет. И правильно — во время реальных военных операций редко происходят экстраординарные события. В реалистичности происходящего в «Под огнем» сомневаться не приходиться. Фильм начинается с титра, гордо объявляющего, что сценарий был основан на воспоминаниях «морских котиков», одним из которых и был со-режиссер Мендоса. Но одних слов мало — вот Гарленд и решил снять фильм по-спартански, без привычного лоска. Оператор Дэвид Дж. Томпсон держит долгие кадры, через силу отказываясь от интересных углов камеры и стильных композиций — клаустрофобная атмосфера осажденного дома удачно передается неизобретательной операторской работой.

Перед съемками фильма профильные киноиздания подогревали интерес к новому проекту Гарленда постоянными сводками с «кастинговых полей». Актерский состав боевика и правда впечатляющий — главные роли в картине играют Уилл Поултер, звезда «Сегуна» Космо Джарвис, Джозеф Куинн из четвертого сезона «Очень странных дел», ведущий актер ромком-сериала «Трепет сердца» Кит Коннор, сердцеед Чарльз Мелтон из драмы «Май декабрь» и сын покойного Джеймса Гандольфини Майкл.
Но надеятся на сильные актерские работы не стоит — Поултер и компания играют профессиональных солдат, а среди «морских котиков» индивидуальность не приветствуется. К тому же, большинство артистов «Под огнем» практически невозможно узнать — костюмеры облачили молодых звезд в камуфляж, кевларовые жилеты, обвешали рюкзаками и боеприпасами, а на головы водрузили каски. Перенасыщенный каст фильма сливается в единое целое. И это хорошо — приятно осознавать, что актеры отказались от собственных амбиций ради реалистичной реконструкции реальной военной истории.

Недостаток «актерства» Гарленд и Мендоса с лихвой перекрывают экшеном. «Под огнем» — это не «Джон Уик», и даже не «13 часов: Тайные солдаты Бенгази». Экшен тут тактический, а не упрощенно-зрительский. Первые 40 минут картины солдаты смирно сидят в четырех стенах, планируя дальнейшие действия и советуясь с штабным начальством. Когда в помещение залетает первая «моджахедская» граната, начинается настоящий ад. «Морские котики» бесперебойно палят по окнам и дверным проемам, запрашивают поддержку с воздуха и разбрасывают «дымовухи». Впечатляюще? Нет. Но «Под огнем» и не пытается быть аттракционом. Слаженные движения бойцов, быстрые перезарядки и трезвая оценка ситуации создают иллюзию полной достоверности, которую не способны испортить даже известные лица актеров.
Реалистичность фильма создают не только режиссеры, актеры и оператор, но и команда звукорежиссеров — каждый выстрел звучит настолько громко, что с кресла кинотеатра хочется сползти вниз. Вдруг рикошет зацепит.

К финалу ленты начинаешь понимать — Гарленд и Мендоса сняли по–настоящему жуткий фильм. Последние полчаса «Под огнем» проходят под аккомпанемент истошных криков раненых солдат и жуткие очереди иракских «калашей». Как и застрявшим в засаде военным, зрителям хочется поскорее вырваться из западни и насладиться мирной жизнью. Жизнью, где никто не стреляет, где твои друзья не корчатся на полу, умоляя вколоть им побольше морфия.
Конечно, «Под огнем» можно было бы разругать за амбивалентную позицию по поводу иракской войны — американцы сами пришли на чужую землю и получили адекватный отпор. Но рассуждать о политике и морали не хочется. Гарленд и Мендоса слишком точно передали страдания обычных солдат, вынужденных сражаться за чужие интересы. Остановимся на прописной истине: война — это ад.