28 июня в Алматы состоится концерт казахстанской джазовой певицы nasiafromasia. В преддверии ее выступления Esquire решил взглянуть на три главных заблуждения о джазе и разобраться в том, насколько они правдивы. 

джаз музыка стереотипы Алматы казахстан

1. Джаз не требует музыкального образования, достаточно только таланта

Некоторые люди привыкли видеть джаз, как продукт бедных, приниженных и необразованных афроамериканцев Нью-Орлеана. Этот миф на самом деле появилась с легкой руки тех самых афроамериканцев, которые положили начало джазовому жанру в США. Таким образом они хотели сыграть на предрассудках белых американцев, считавших их тупой рабочей силой, и отгородить свою музыку от их влияния.

Правда же заключается в том, что хоть многие разновидности джаза и полагаются на импровизацию музыкантов, – которая и делает этот жанр «музыкой духовного обогащения»* – подобная спонтанность невозможна без глубокого понимания техники инструмента и жанра. Джазовые исполнители годами учатся правильно и гармонично создавать спонтанное звучание и отходить от репертуарной строгости.

Точно так же, как бы велик не был ваш прирожденный талант, вы ничего не добьетесь без упорного и прилежного изучения техник джаза и его истории.

*Так джаз назвал советский музыкальный критик Маттиас Сокольский в 1952 году.

Луи Армстронг джаз музыка США

2. Джаз – музыка только для черных

Джаз действительно произошел в результате консолидации рабов, привезенных в США из разных африканских стран и племен. Плененные африканцы не понимали языки друг друга, но музыку ведь понимают все. Тем не менее, не стоит забывать, что афроамериканцы смешивали не только свою родную музыку, но и мотивы европейских мелодий, которые также претерпели не мало видоизменений в Новом Свете.

С десятилетиями, проходя сквозь изменения и обновления, джаз стал популярен и у белого населения Штатов, а потом и вовсе разлетелся по всему миру. Некоторые из самых популярных музыкантов 1950-ых исполняли именно джазовые композиции – Фрэнк Синатра, Билл Эванс, Стэн Кентон и др.

Джаз стал отдушиной для африканцев, насильно увезенных из своих родных земель белыми колонизаторами, поэтому долгие годы афроамериканцы не признавали «белого джаза», но нельзя отрицать влияние, которое оказали на джаз люди всех рас и национальностей.

Фрэнк Синатра Дин Мартин Джуди Гарланд джаз музыка 1950-ые

3. Джаз скучный

Мы привыкли считать эталоном искусства музыку гармоничную, слаженную и «правильную» – когда каждый отдельный инструмент и вокал синхронизируются нота в ноту и ничто не выпадает из общего ритма. В джазе же зачастую все абсолютно противоположно. Многие джазовые музыканты полагаются на импровизацию, и композиция, которую вы слышали до этого, может преобразоваться в нечто совершенно новое по мере воспроизведения.

Другой причиной может быть тот факт, что джаз изначально не был предназначен для развлекательных целей. Его не создавали с мыслями о многотысячных концертах или профессионально записанных пластинках. Джаз был способом общения и объединения. Поэтому для многих музыка в этом стиле действительно может быть скучной, но один способ исправить ситуацию – изучить историю джаза, узнать об его истоках и проникнуться его значимостью.

джаз музыка США


Концерт nasiafromasia пройдет 28 июня в пространстве Трансформа в SmArt.Point (Байзакова, 280). Начало в 19:30. Билеты можно приобрести на сайте ticketon.kz, либо забронировать по телефону +7 (747) 4140659.