Каково это – работать гидом с казахстанскими туристами в Турции

Ануар К., выпускник колледжа, 23 года

Я один из тех, кто встречает вас в аэропорту Антальи и сопровождает в автобусе до отеля. Вот уже третий год подряд с мая по октябрь я работаю в Турции гидом.

Устроился случайно, во время отдыха. Поехал по путевке поплавать в море, но познакомился с ребятами из турфирмы и по их рекомендации остался поработать. Кстати, при желании это не трудно – турецким турфирмам нужны гиды, хорошо знающие русский язык.

Мы живем впятером в трехкомнатной квартире в спальном районе Антальи. Жилье предоставляет фирма. Все мои соседи – такие же временные наемные сотрудники из стран СНГ. В основном здесь работают россияне, украинцы и казахстанцы. Наверное, потому что и отдыхают главным образом они – россияне, украинцы и казахстанцы. Ну еще в Турцию налажен массовый туризм белоруссов, но их среди гидов или, скажем, среди аниматоров я пока не встречал.

Работа у нас и сложная, и приятная, и стрессовая. С одной стороны, рядом море и ощущение вечного праздника, с другой, общение с постсоветскими людьми по определению не бывает легким, ты иностранец в стране, где всегда правы турки, а еще постоянно на ногах, и т.д.

Я сутки напролет провожу в аэропорту и в салоне автобуса. Вот проводил одну группу туристов на родину, посадил на самолет, а через 5 или 6 часов прилетит другая группа отдыхающих, их надо встретить и все это время я вынужденно торчу там, хоть ночью, хоть днем. А потом в автобусе всю дорогу до отеля говорю не умолкая – выдаю новоприбывшим отпускникам максимум информации про местные достопримечательности, с упором на наши экскурсии. Я обязан расписать их людям так, чтобы они захотели съездить на экскурсию и в монастырь Николая Угодника, и в затонувший город, и в аквапарк, причем купили путевки именно у нас, несмотря на то что наши путевки в 2-3 раза дороже, чем уличные. Я проявляю видимую заботу и предупреждаю туристов о том, что на улицах много мошенников, которые соблазняя низкой ценой, кидают клиентов. И все это надо говорить жизнерадостно всю дорогу людям, которые только что проделали многочасовой перелет и только вышли с самолета. И на минуточку – это ведь наши люди со всеми вытекающими последствиями! Случаются ужасные, оскорбительные, унизительные инциденты и это самый трудный момент в работе сопровождающего гида. От меня несколько раз очень грубо, с матерщиной бранью, угрозами требовали «заткнуться», один раз чуть не побили. Но это моя работа, и если я не расскажу про все достопримечательности Антальи, то на меня нажалуются водитель и отельный гид.

Работать с нашими, эс-эн-говскими людьми тяжело, поэтому все хотят в другие международные группы – английские, немецкие, голландские. Там туристы вежливые и дружелюбные, и такой дикости, когда отдыхающие набрасываются с кулаками на гида из-за его «разговорчивости» не бывает. Меня, как я уже сказал, и бить пытались, и на три известных буквы посылали, и оскорбляли, и специально очень громко разговаривали, и хохотали так, что я не мог сказать ни слова. А водители видят это и потом жалуются в фирму. Если выяснится, что ты не справился, не смог ничего рассказать, молчал всю дорогу, то в лучшем случае, тебя оштрафуют, а в худшем – уволят. Водители – только турки, и это самые главные люди для нас, они следят за нами, чтобы потом обо всем докладывать руководству. Самая глупая вещь, которую ты можешь совершить, это поспорить с водителем – в Турции турки всегда правы. Здесь я выяснил, что они вообще большие ксенофобы: к нам, приезжим сотрудникам, относятся высокомерно и даже враждебно. Выражается это не только на словах, но и в поступках. Например, моего коллегу, нечаянно на минутку заснувшего после бессонной ночи в порту, водитель сфотографировал и потом шантажировал тем, что отправит фото в офис. Но к счастью, гид предусмотрительно отвернул лицо и прикрыл рукой бейдж, поэтому на снимке не было ясно кто это. Докажи, что я! – сказал он.

Также нередко бывает, что развезя и расселив всех туристов водитель бросает гида в последнем отеле – просто так забавы ради, и нам приходится на своих двоих добираться до офиса. Со мной такое происходило дважды. Разозлить при этом водителя очень легко, например, маленькими чаевыми. Те кто часто отдыхает в Турции, знает, что встречающие гиды всегда говорят: при желании, вы можете отблагодарить водителя чаевыми. Мы обязательно должны намекать на вознаграждение, причем не один раз, потому что водитель всю дорогу пихает тебя локтем в бок и тихо шипит на турецком: скажи про бакшиш, скажи про бакшиш. Потом сумму принято делить между водителем и гидом, но часто водители оставляют всю сумму себе.

Наши зарплаты в среднем составляют 350-500 долларов плюс чаевые, если повезет. Для меня самыми большими чаевыми пока стали 20 долларов – я целый день сопровождал одну семью из России на экскурсии, и они отблагодарили меня таким образом. Россияне среди наших туристов вообще считаются самыми щедрыми, в их культуре чувствуется влияние Европы с их обязательной благодарностью к рядовым работникам сервиса. Украинцы и белорусы дают меньше и реже, ну а казахи, честно говоря, славятся среди гидов тем, что практически никогда не оставляют чаевые – ни в комнатах за уборку, ни гидам, за что их, надо сказать, не любят. Европейцы которые очень редко попадаются на «эсэнговских» направлениях щедры не в том плане, что дают большие чаевые, нет, просто они дают их всегда там, где принято давать. Ведь есть правила: если ваш чемодан подняли в номер или наоборот спустили с номера и занесли в автобус, то надо обязательно дать портье хотя бы доллар. Не давать можно, но тогда надо тащить свой чемодан самим, что абсолютно нормально. Такими правилами наши часто пренебрегают – и чемодан не хотят нести, а как баре требуют портье, и доллар жадничают давать. Отсюда нелюбовь турецкого обслуживающего персонала к казахстанцам.

У меня была анекдотическая ситуация. Приехала семья из Павлодара, довез их до отеля, кстати, дорогого, зарегистрировал, проследил, чтобы дали комнату и уехал. А ночью вдруг звонок от них. Говорят, в отеле нет света. Я отвечаю, что такое невозможно, но отец семейства весь на взводе, настаивает на своем. На ресепшн звонить не хочет, требует от меня разобраться. Я вообще этим заниматься не обязан, это уж скорее к отельному гиду, но они почти что мои земляки и я позвонил в отель, выяснил в чем дело. Оказалось, в чаевых. Они не дали портье доллар, и он бросив чемоданы ушел, не объяснив как в комнате устроены коммуникации, как включается свет, как регулировать температуру, как открывать и закрывать двери. А отель дорогой, «умный», не поставишь ключ в нужное место и ничего не работает. Вот мои экономные провинциалы, заплатившие за комнату 150 долларов, но пожалевшие доллар для человека, который нес их чемоданы, все десять штук, и остались в номере без света, кондиционера и холодильника.

Расселение по отелям другая проблема. Дело в том, что путевки продают казахстанские или российские партнеры турецких фирм и они зачастую расписывают отели более чем живописно. Приехав на место и увидев не то что они себе представляли, люди начинают скандалить и требовать переселить их в отель получше, вернуть деньги, отправить домой, пригласить консула и так далее. И все это они высказывают нам, сопровождающим гидам, и нам приходится вести переговоры, звонить в офис, разговаривать с администрацией отелей. Но тут надо понимать, что никто вас переселять не будет, что купили то купили, хотя конечно, турецкие отели – это кот в мешке. Недавно турист орал: «И это 5 звезд?! И это 5 звезд?!» А что мне ему сказать? Я сам не понимаю, по какому принципу турки наделяют свои отели звездами, по моему они просто лепят на фасад столько звезд сколько хотят. Пятизвездочный отель – звучит круто, но надо уяснить раз и навсегда, что в Турции это ничего не значит, поэтому во избежании нервотрепки и испорченного отпускного настроения, лучше ориентироваться на отзывы в интернете, фотографии, описание, интуицию, какую-нибудь дополнительную информацию. Бывают вообще странные ситуации: один отель в прошлом хороший и действительно тянущий на пять звезд, год назад построил себе еще одно большое крыло. А общая территория то – рестораны, бассейны – осталась прежней. В итоге, все гости этого отеля нынешним летом регулярно устраивают скандалы – у них не протолкнуться, в бассейне как в аэропорту в час пик, в ресторанах огромные очереди, еды элементарно на всех не хватает, кто-то не успевает и довольствуется почти что объедками. Какие там страсти кипят! И ведь отзывы в интернете про этот ужасный отель, в котором отдыхающие распиханы по номерам как в ночлежке, есть, но люди слепо едут, а потом либо рыдают за испорченный отдых, либо хотят убить своего гида.

Также есть отельные гиды, которым не легче чем нам, ведь перед ними стоит сверхзадача – продать туристам экскурсии по ценам, которые раза в три дороже уличных. Поэтому мы – сопровождающие гиды обязаны настоятельно просить и даже требовать от туристов, чтобы они на следующее утро после прибытия обязательно вышли на встречу с отельный гидом. Мы объясняем это необходимостью регистрации в полиции! Идем на такую ложь, ведь никакой регистрации на самом деле не требуется. Просто люди не приходят на встречу с отельный гидом, а нужно чтобы выходили! И выходили в первый же день, до того как увидят цены на экскурсии в уличных бутиках, и покупали у нас экскурсии. Мы во время дороги от аэропорта до отеля пугаем туристов уличными точками, мол, они не надежные, не официальные и кидают клиентов, за что уличные торговцы ненавидят нас, гидов и иногда пишут на своих рекламных объявлениях оскорбления в наш адрес. Одно время отельные гиды начали добиваться от руководства, чтобы это мы продавали экскурсии. Представляете картину? Люди прилетели, несколько часов полета позади, уставшие, а мы, мало того, что рассказываем про достопримечательности, когда хочется одного – поспать, так еще и пытаемся им продать все это дело. Да нас туристы просто убьют. Народ то у нас простой.

Мы все завидуем гидам, которые работают с туристами из западных европейских стран, не говоря уже об американцах. Это элита, там все по другому – другие люди, другие отели, другие условия, другое отношение. Я к сожалению, при приеме на работу в первый раз забыл указать, что знаю английский и меня записали в группу стран СНГ.

Но надо сказать, что не только европейцы ведут себя иначе, не в пример культурней и никогда не станут требовать от вас заткнуться, но и сами турки относятся к ним по другому. Относятся с уважением, доходящим до пиетета. Отели их не обманывают ложными пятью звездами, не заставляют стоять в очередях или ждать по пять часов регистрации и заселения. И что важно, заведения, работающие по европейским направлением, не берут наших людей, а если берут, то в крайнем случае. Отели, экскурсии, яхты – все это сегрегированно для европейцев и для выходцев стран бывшего СССР. Для европейцев один уровень сервиса – для нас совершенно другой. На бытовом уровне все также: простые турки, чтобы там ни говорили политики, предупредительны с европейцами и довольно пренебрежительны к нам. Это мне не очень понятно, ведь когда я сижу в аэропорту Антальи, то просто взглянув на табло вижу, кто приносит деньги солнечным курортам Турции – это граждане стран СНГ. В любое время на табло вы увидите лишь один самолет из Европы, Манчестера или какого-нибудь Гамбурга, а все остальное – Москва, Петербург, Астана, Алматы, Иркутск, Киев… Но турки не могут оценить эту реальность даже после прошлогоднего санкционного кошмара, который обошелся Турции в сотни миллионов долларов.

Имеет ли какое-то значение, что мы – братские тюркские народы? Не знаю, где-то может и имеет, но на курортах – нет, здесь мы среди отдыхающих – самая низшая каста. Простым туркам нет никакого дела до того, кто вы – казах, кыргыз, узбек, за аркадашей вас здесь никто не признает, даже при том, что я, например, в совершенстве владею турецким языком. Один раз в конфликте с водителем я в сердцах даже указал на это обстоятельство, а также на то, что в моей стране работают и живут припеваючи тысячи его соотечественников, и «казахский» водитель не имеет перед ними никакого преимущества. Наверное, эти слова возымели какое-то действо, потому что водитель так и не настучал на меня. А я уже готовился к увольнению.

Преференции для «тюрков» есть на законодательном уровне. Турецкие фирмы имеют право брать на работу ограниченное число иностранцев, одного или двух, но если человек является выходцем и представителем тюркской национальности, то это число увеличивается на пару человек. На этом голос тюркской крови умолкает, дальше об этом лучше не заикаться, чтобы не смешить людей. Деньги – вот что играет роль на турецких курортах, также впрочем как и везде в мире.