Казахстанский артист цирка, режиссер, клоун, фокусник.

Карим Мутурганов

Самое яркое воспоминание из детства связано с цирком в Новороссийске. Я тогда жил и учился в санатории-интернате. Однажды всех учеников нашего класса, который считался образцовым, повезли на представление. Я впервые попал в это волшебное царство. Помню музыку группы Pink Floyd и зеркальный шар под потолком. Тогда мне показалось, что я видел не купол цирка, а настоящее звездное небо, по которому ходили канатоходцы. Это было что-то удивительное!

В детстве цирк был для меня чем-то недосягаемым. И я даже не помышлял о том, чтобы выступать в нем. Как многие дети, жившие в Советском Союзе, я мечтал стать капитаном дальнего плавания. Но судьба решила по-своему. После окончания школы я оказался в Алматы. В местном цирке не было казахоязычных клоунов, поэтому меня взяли туда в качестве ученика. Потом были цирковое училище в Москве, ГИТИС и больше 40 лет работы в цирке.

Будучи молодым, я равнялся на таких великих клоунов, как Борис Вяткин, Эдуард Середа, Валерий Колобов. Но настоящими кумирами были Карандаш и клоун-мим Леонид Енгибаров. Это те люди, для которых профессия клоуна была в первую очередь призванием.

Интуитивно я всегда чувствовал, что стану артистом. Наверное, оттого, что всегда тяготел к красоте в любом ее проявлении.

За время работы в цирке удалось побывать почти во всех уголках земли, но больше всего заполнилась Италия. Во-первых, потому, что мне посчастливилось работать там около четырех лет. Во-вторых, потому, что в этой маленькой стране мы выступали в 120 городах! Думаю, не каждый итальянец может похвастаться таким опытом.

Однажды, когда мы с труппой выступали в Кирове, на представление к нам пришла председатель профсоюза СССР. После окончания шоу она решила подарить моему сыну Мурату арбуз, который весил килограммов десять-пятнадцать. Ему было всего шесть, арбуз она передала ему у центрального входа. Подарок его настолько обрадовал, что он не захотел его никому передавать, и чтобы отнести его в форгант, ему пришлось катить его по полу на глазах у изумленной публики. Это было очень смешно!

Многое поменялось спустя годы, но только не восприятие публики. Если что-то смешно, это будет смешно всегда. Если ты работаешь клоуном, то твоя первая задача – оставаться смешным или по крайней мере приносить удовольствие зрителю.

Меня часто спрашивают, чем бы я хотел заниматься, будучи на пенсии. Но какой-то смены деятельности я точно не планирую. Единственная моя цель – освоить как можно больше новых фокусов, приемов.

Меня как клоуна огорчает тот факт, что люди стали путать смешное с пошлым. В современном юморе часто прибегают к «грязному белью». Мне это никогда не нравилось.

Что может спасти искусство? Культура и профессионализм. Без них движения вперед не будет.

Пандемия очень сильно ударила по театру, цирку, искусству в целом. Никакие онлайн-площадки не спасут ситуацию. Потому что зрителя, как и артиста в общем-то, всегда привлекает живой контакт, возможность находиться рядом, стать одним целым с тем, что происходит на сцене. Поэтому Интернет никогда не заменит живые выступления.

И все же в пандемии есть и положительная сторона. Несмотря на разобщенность, отчуждение, у людей появилось время подумать, проанализировать свою жизнь, понять, кто ты и куда идешь.

Если бы у меня был шанс обратиться к себе молодому и зеленому, я бы сказал только одну вещь: «Трудись и работай над собой как можно больше. Это единственно возможный путь к успеху».

Сейчас я преподаю цирковые жанры и фокусы в Детском центре развития, учу детей различным трюкам. Моя первая мечта – открыть в Казахстане цирк настроения, такой как в Узбекистане. Там он существует уже 85 лет. Вторая – создание циркового коллектива с участием детей-сирот. Если детям, лишенным семьи, привить любовь к цирку, то цирк станет для них вторым домом, а возможно, и единственным.

Когда меня спрашивают о каких-либо цитатах и высказываниях, которые близки моему сердцу, я всегда вспоминаю слова из собственной песни: «Я хочу быть радостью, отрадой, вашим другом в горе и беде».

Поделиться: