Гульнара Бажкенова – о махинациях в национальных компаниях, пользе иностранного менеджмента и хваленом немецком орднунге.

будущее Темир жолы о немецком орднунге

На минувшей неделе в Казахстане произошло много безусловно важных и резонансных событий. Первое заседание Национального совета общественного доверия, переворот в оппозиционной партии ОСДП, антикитайские протесты и визит в Китай же Касым-Жомарта Токаева…

Но меня в калейдоскопе новостей потрясло на первый взгляд неочевидное: генеральным директором АО «Пассажирские перевозки» стал специалист из Германии Михаэль Кортюм.

Высокий нордический блондин в очках с тридцатилетним стажем работы на железной дороге, вслед за которым едут еще четырнадцать его соотечественников. Управлять дочерней компанией «Казахстан темир жолы» «Пассажирские перевозки» доверили представителям «Дойче бан».

В связи с этим у меня возникает единственный вопрос, и он не про зарплату почетных немецких железнодорожников. Меня изумляет, а почему этого не сделали раньше?

Это не риторическое преувеличение. В самом деле, когда в 2002 году детища девяностых – неуклюжие и громоздкие РГП – были реорганизованы, и созданы национальные компании, закономерно было бы пригласить в пассажирские перевозки, так же, как в авиацию, иностранный менеджмент. Ну или хотя бы позже, когда каждое новое руководство только укрепляло общепринятое мнение, что это просто место такое, которое в этой стране в принципе не может быть другим.

У нас таких заклятых мест немало: вот на Хоргосе, считается, невозможно победить контрабанду, а на барахолке – черный нал. Их будут сотрясать скандалы, посадки, суды, но как туалет не может быть чистым в грязной квартире, так и там невозможна честная игра.

В одном интервью первый президент крайне емко объяснил решение пригласить англичан в национальную авиакомпанию: воровать не будут.

Стоит вспомнить ситуацию девяностых со всеми их ауе жолы, чтобы понять, каким верным был этот шаг. Гражданская авиация была практически разрушена, а сегодня если и есть в Казахстане компания международного уровня, то это «Эйр Астана», и мы понимаем почему – фактически это государство в государстве, которым правят англичане.

Железнодорожные пути в 2002 году находились не в лучшем состоянии, чем воздушные. Некоторые менеджеры как темир, так и ауе жолы до сих пор числятся в розыске.

Именно в 2002 году весь предыдущий менеджмент КТЖ во главе с генеральным директором Аблаем Мырзахметовым был арестован и предан суду за махинации с госзакупками.

Впоследствии за коррупционное преступление был осужден и другой гендир Жаксыбек Кулекеев. Но даже если никого не ловили за руку и не сажали, в общепринятом отношении к этой компании всегда лежало не требующее доказательств убеждение ее отчаянной коррумпированности.

Сломать этот стереотип также трудно, как заставить людей поверить в честного гаишника, хотя такие, наверное, есть. Несмотря на внутренние реформы, сложные и малопонятные для непосвященных бизнес-решения с приобретением громадных активов, а затем их продажей, смену директоров, уголовные дела и поезд «Тальго», казахстанская железка как была, так и осталась убыточным и архаичным рудиментом совка, и даже такие элементарные вещи, как продажу билетов без перекупщиков и приличное поведение проводников, там не смогли обеспечить.

Провожая то и дело родных из Алматы в Астану я всегда обращала внимание, например, на удивительную однотипность проводников – молодых мужчин примерно одного возраста и национальности, повадками и даже внешне похожих друг на друга, как если бы существовало негласное правило отбора кадров. Это выглядит каким-то мужским клубом Алматы-Астана.

Концентрация тестостерона в замкнутом пространстве несущегося в ночи поезда располагает к веселью и нравам военной казармы, и недавний случай с изнасилованием спящей пассажирки прямо в вагоне был скорее закономерным следствием общего бардака, а не из ряда вон.

Словом, решить проблему с железной дорогой и особенно с пассажирскими перевозками так же кардинально, как с авиацией, было бы логично давным-давно, и если этого не сделали, то у меня есть лишь одно предположение: потому что жалко было, слишком лакомый кусочек, при этом не неба, а земли, где наивным степным умам казалось, что можно справиться и самим.

Сегодняшнее приглашение иностранцев говорит о том, что нет, не справились и не справимся.

Это последний, вынужденный шаг, признание безысходности, что никто из своих – ни брат министра, ни друг премьера, ни зять, ни сват – не смогут привести эту систему в порядок.

Тут без знаменитого немецкого орднунга никак. Именно орднунга, порядка и честности, в первую очередь, а не только лишь знаний и профессионализма.

Теперь мы должны внимательно, с пристрастием следить за работой герра Кортюма и его команды, которая много больше, чем просто управление пассажирскими перевозками – перед нами по сути национальный эксперимент. Правда, со смущающим уже сейчас результатом при любом раскладе. Если у немцев ничего не получится, и казах бан не станут такими же образцовыми как дойче бан, стало быть наши пассажиры, перевозки и климат слишком самобытные и безнадежные для иностранного управления. Придется вздохнуть и ехать себе дальше своим особым путем. Но если получится и повторится небесная история успеха, это заставляет еще больше задуматься: что с нами не так?

И не легче ли в таком случае уже звать варягов сразу на царствование. Может, пора поднимать хэнде хох и сдаваться?


Иллюстрация Давид Джубаев