Ежегодно в Казахстане собирается и отправляется на переработку более 20 тысяч тонн использованных шин. 

Когда казахстанские автовладельцы оплачивают утильсбор дважды
Источник фото

И это хорошо — старая резина может дать жизнь другой полезной продукции. К примеру,  ее превращают в крошку, из которой в дальнейшем изготавливают мягкую плитку, а также бесшовное и рулонное резиновое покрытие. А вскоре, возможно, полученное сырьё станут использовать и при производстве асфальта.

Однако есть один интересный нюанс. За каждую ввезенную в страну покрышку с 2016 года импортер платит утильсбор. 

Портал «Колеса» посчитал, что к примеру утилизационный платеж за комплект из четырех шин размера 175/65 R14, весящих 26.4 кг, составляет сегодня 1144 тенге. За четыре шины на компакт-кроссовер размера 215/55 R16, суммарно весящих 40 кг, придется заплатить 1734 тенге. А за импорт шести баллонов на «Газель» размером 185/75 R16С и общим весом 84 кг плата — 3641 тенге.

Эти деньги импортеры уплачивают утилизаторам. Ранее — «Оператору РОП», а теперь — на счета АО «Жасыл Даму». Сумма сбора, разумеется, отражается на стоимости шин в рознице. В конечном итоге утильсбор, по сути, оплачивают автовладельцы.

«Но самое интересное начинается, когда владелец авто захочет избавиться от изношенной резины. Выбрасывать на обычную мусорную свалку у дома или бросить на обочине нельзя — штраф для физлиц целых 40 МРП (или 122 520 тенге в 2022 году), для юрлиц — от 200 до 500 МРП (от 612 600 до 1 531 500 тенге) в зависимости от размера предприятия.

Надо куда-то сдать… И проблем с этим нет, шиномонтажки принимают. Но вот нонсенс: потребуют от автовладельца снова заплатить. Немного, конечно, но сам факт — заплатить. За утилизацию», — рассуждает редакция «Колес».

В среднем за прием одного баллона для легкового авто «вулканки» или компании, занимающиеся сбором старой резины, берут по 500 тенге, а за грузовые шины — по 1000. Если не приехали на переобувку, а просто решили освободить балкон или гараж от старья, еще и самим доставить в пункт приема. Для вывоза пары или даже комплекта изношенной «обувки» машину утилизаторы на дом не отправляют.

«Конечно, тысяча-две тенге за несколько лет эксплуатации шин просто размазываются в расходах. Но сам факт, что потребитель где-то снова платит дважды, уже даже… а, да, не удивляет.

Может, в «Жасыл Даму», которое встало у руля в деле утилизации отходов, обратят внимание на этот вопрос? По логике владельцам за сдачу старых шин должны платить, а не наоборот. А то ведь все наши степи и реки старой резиной заполонят, да печки резиной топить продолжат», — отмечает издание.

Поделиться: