Булат Атабаев театральный режиссер, драматург, общественный деятель призывает нас сформировать гражданское общество. В своем выступлении он делится 5-ью типами гражданской культуры и спрашивает, к какому типу относимся мы, а также демонстрирует схему «Эстетически культурный человек».

Здравствуйте! В Берлине есть Александр платц. Площадь Александра. Где я стал свидетелем демонстрации молодых людей, девушек, которые были одеты в черные тоги, или я не знаю, костюмы, такие большие ботинки. И на руках было написано «Я горжусь, что я немец», и нарисована фашистская свастика. За ними стоял кордон полицейских, а за полицейскими стояла другая демонстрация. Вот эти молодчики, которые молодые одетые в черное, все они были в черном, их было много, и они кричали по-немецки «Иностранцы — вон!». А за полицейскими тоже молодые люди, и одеты они более разноцветно, демократично одеты. Они кричали по-немецки «Любовь для иностранцев». Я походил там, послушал. Оплевали, обхаркали меня молодчики. Пошел туда там послушал, почувствовал любовь к себе. Ну, видят, что иностранец.

Потом я приехал к себе в Алматы, и на «Хабаре» была передача, темой передачи был казахский язык. И поэты, и молодые журналисты сидели и говорили тоже самое, что те молодые люди «мы гордимся тем, что родились казахами». Я сидел слушал. Ну, так долго они об этом говорили. Очередь подошла ко мне, и я должен был выступить. Ну, я рассказал об этой ситуации. Я сказал, что те люди, молодчики, они себя называли «неофашистами», «неонацистами». А вы сидите здесь и говорите, что вы патриоты. Какая разница между Вами? Это что объект гордости? Что я родился казахом, что я родился немцем, что я родился русским. Больше нечем гордиться? Эльдар Рязанов сказал по этому поводу «тогда гордись, что родился в воскресенье в семь утра». Это один пример. Другой пример, тоже на телевидении, какой-то кришнаит написал книгу «Абай кришнаит», и доказал это. Опять сидим возмущаемся. Это как? Это наша святыня, Это Абай! Как можно? Я говорю – Ну, Абай вышел на другую орбиту уже. Сколько он может сидеть в юрте. Ну, дайте ему возвыситься чуть-чуть. Кришнаит нашел свое, националист найдет свое, гуманист найдет свое, фашист найдет свое, идеалист найдет свое.

Ну, это же прекрасно, что к Абаю так относятся. Он уже не только казахам должен светить, он уже на другую планету, на другую орбиту вышел.

Вот часто недоумеваю, вот откуда это у нас? Что за ревность? Вот, недавно, сидят мои сестры, родственники обсуждают как они дали взятку. И главное обвиняют тех, которые берут. А сами сидят, так возмущаются искренне. Откуда это всё? Почему мы такие? Этот вопрос меня занимает очень. У меня сын дал взятку, чтобы устроить внука в детский сад. Для меня это был шок. На сцене я говорю, что надо быть честным, порядочным, а за кулисами я терплю все это. И я пришел к мысли, что все это от того, что мы в материальном мире живем, а духовный мир забыт. Мы живем в эпоху человека разумного, homo sapiens, уже тысячелетие. Были пророки, были ученые, философы, тот же Леонардо да Винчи, тот же Абай. Они хотели приблизить эпоху человека духовного, homo intellectus. Когда он наступит? Наступит, наверное. Но я знаю, что при моей жизни я этого не увижу. Но я хотел бы, чтобы каждый из нас приблизил эту эпоху, эпоху человека духовного homo intellectus. Запомните, пожалуйста, эта эпоха непременно придет. Даже Диоген в свое время, в эпоху Древней Греции жил в бочке, и когда Александр Македонский пришел «О, великий философ, говорят ты велик! Чем тебе помочь?». Он хотел стать спонсором его. Он из бочки выглядывает и говорит ему «Не заслоняй мне солнце». То есть не нужно мне от тебя ничего. Вот когда придет это время? Значит мы живем в материальном мире.

Когда мы говорим «культура в Казахстане» работает такая догма «Парк культуры и отдыха и искусство, театр» больше мы ничего под этим не подразумеваем. А на самом деле, культура – это наука, образование, религия, литература, искусство, СМИ. Вот культура. Это духовная основа общества. Если мы будем жить в этой духовной основе, тогда мы уже будем как-то привлечены к духовности. Мы прикасаемся к духовности. А гражданская культура для меня, это моя активность, политическая, общественная, экологическая. Какие еще активности? Эта сумма активностей? Мне говорят «Что ты лезешь в политику? Что ты лезешь со своей критикой? Что ты вечно вякаешь? Занимайся своим делом, искусством!». А я говорю – «А кто будет говорить? Ну, кто-то же должен взять роль противного человека, который будет говорить правду». Хорошие роли уже распределены. Все уже играют хорошие роли. Но не моя вина, что остались роли вот таких противных людей. Брюзга, вечно недовольный, вечно критикует, вечно видит минусы в этой жизни. Поэтому были такие люди. Надо поработать Сократом, надо походить по улицам и просвещать, и говорить. И я призываю вас формировать гражданское общество. А гражданское общество основывается на гражданской культуре.

Типы гражданской культуры, которые я сейчас назову, три типа, выявили российские культурологи, а потом я последние два добавил сам. Что такое? Почему человек активен? Вот первый тип гражданской культуры. Гражданин от слова град, горожанин.

  • Гражданская культура – первый тип, если по классификации, это «приходская культура». Принцип «Моя хата с краю, ничего не знаю». Забор есть, дом стоит, дети сыты, здоровы, обуты, солнце взошло – на том и спасибо. От туда кто-то идет говорит «Пошли голосовать!», он говорит «Не пойду, это меня не касается». Но его коснется, потому что он воспитывает детей. За забор он выйдет, он будет общаться.

 

  • Второй тип гражданской культуры – это культура подчинения, культура зависимости. Скажут – сделаю. Не скажут – не сделаю. Я маленький человек, я букашка. Принцип – «я боюсь наказания, или хочу поощрения».

 

  • Третий тип гражданской культуры самый идеальный. Это культура сотрудничества. Сказали, я сказал… принцип – «ради дела решаем проблему», ради дела конкретного человека, ради блага конкретного человека. Это самый идеальный тип гражданской культуры. Гражданское общество будет тогда, когда будет такой тип гражданской культуры – ради дела сотрудничаем, решаем проблему.

И теперь я добавил последние два типа гражданской культуры – это культура протеста, «все отвергаю», «я изначально знаю, там коррупционеры сидят, врут, лгут, там нет государственников». Эти люди, у которых возобладает протестная культура – они предлагают свои идеи, свои принципы. Их наказывают, убивают, они идут на это.

Пятый тип культуры – это катакомбная культура, это андеграунд, «это я умный, она умная, третий умный, мы все умные и понимаем, что абсурд вокруг нас, мы не изменим ничего. Поэтому мы тайно встречаемся, договариваемся. А внутри нас музыка звучит там-дам-там-дам-там. Озираемся по сторонам, тайна должна быть. Озираемся по сторонам. Три раза стучим, нам открывают… никого нет, заходи. И правду матку втроем. Т.е. пар выпустили и опять поодиночке уходим. Когда встречаемся где-то на улице, не подходим к друг другу. Но странно, если их легализовывают, они распадаются. Легализация – это означает, что и другие умники нашлись, и нас умных много, а так нас было трое. И вот в каком типе гражданской культуры вы находитесь? В приходской культуре меня нет. В культуре зависимости и подчинения меня нет, меня вы найдете в культуре сотрудничества, в культуре протеста и катакомбной культуре. Вот я там бываю часто.

Когда человек осознает, что от него что-то зависит в этой жизни, тогда он становится активным.

И когда я встречаюсь с молодыми в институтах, когда говорю об этом, многие молодые, когда я спрашиваю у них, где они находятся, многие отвечают – во втором типе, культура подчинения и зависимости, потому что я себя считаю букашкой, нас так воспитали. Или в первой. Вот когда вы видите артистов, режиссеров, вы словно обезьяну увидели «О!». Откуда это? От того, что вы думаете, что они художественно живут. Почему читаете художественную литературу? Почему смотрите сериалы? Почему смотрите фильмы? Потому что там художественная жизнь, вы думаете там художественно живут. А вы сами боитесь жить художественно. Потому что вы боитесь ответственности, боитесь конфликта. Вы не хотите так конфликтовать как в фильме. Вы лучше посмотрите в замочную скважину. На этой основе создали очень много программ. Вот «Окна». Это что будет? Это любопытство. И вот это пассивное наблюдение за чужой жизнью, оно превращает человека не только в потребителя. Я хочу жить художественно, хочу жить активно. Когда я проявляю свою позицию, я не боюсь быть противным, не боюсь быть непонятым. Поймут. Сейчас не поймут, потом поймут, но уже будет поздно. Но я хочу вот эту вот дорожку проложить маленькую и узкую. Мы все хотим по асфальтированному проспекту ходить. А кто проложит вот эту узкую дорожку? Мне пытались объяснить, что если ты не можешь изменить ситуацию, меня отношение к этой ситуации. Я-то дурак поверил и несколько лет потерял. Оказывается это пагубно, этого нельзя делать. Не надо идти на компромисс, когда видишь безнравственность, жестокость, несправедливость. Это уже я считаю победа для себя.

Сейчас я хочу показать схему «эстетически культурный человек». Есть политически культурный человек, есть экологически культурный человек. Но я хочу сказать об эстетически культурном человеке.

Эстетически культурный человек – это жизнь в культуре. То есть мы, живя в этой схеме, будем приближать эпоху человека духовного, homo intellectus. Мы поднимемся чуть-чуть над эпохой человека разумного.

Эстетически культурный человек состоит из трех частей.

Эстетический вкус – это талант восприятия. Жизнь воспринимаем, и у нас какой-то вкус появляется. Чем больше мы общаемся, чем больше мы познаем, эстетический вкус крепчает, становится выше. Слово «идеология» здесь не уместно. Идеология – это всего лишь любовь к одной идее. Остальные идеи умрут. Идеология – это одностороннее движение. Вот попробуй проехать против шерсти. И вот эстетический вкус он расширяет горизонт человека, это талант восприятия. Такт – это талант общения. Талант общения не только между людьми, талант общения с предметами искусства. Мы познаем, мы умеем расшифровывать, мы можем раскодировать, мы поднимемся выше, хорошо или плохо. И мастерство – это талант делания, или талант творения, и это основа профессионализма. А эпоха человека духовного основывается на профессионализме, не на таланте. Талант – это всего лишь база для профессионализма. Профессионализм – это хочу – мотивация, знаю – знания, образование, и умею – навыки, операция. Вот это есть профессионализм, основа.

Вот это эстетически культурный человек:

Эстетический вкус Такт Мастерство
«Талант восприятия» «Талант общения» «Талант делания»

Основа для профессионализма. А у нас одни таланты в Казахстане. Хочу, но не знаю. Знаю, но не умею. Одно звено всегда отсутствует. И отсюда эти люди противные. Талантливые люди, они противные, с ними трудно жить. А профессионал знает честь свою, он ниже не падает. К чему все это? Опять я предлагаю Вам проявлять свою позицию. Чем быть быдлом, лучше показать свою активность, гражданскую позицию, и мои внуки скажут потом, что их дед постарался изменить этот мир. Мы свое время упустили. Опыт Абая не использовали. Абай в одиночку так и умер. Если в том бы обществе нашлись бы люди и использовали бы его опыт, то что он сказал, изменили бы общество и создали бы такую среду, как Абай создал, нам было бы легче жить. Поэтому давайте начнем выкладывать эту тропинку к эпохе человека духовного. Спасибо!


Поделиться: