Гульнара Бажкенова съездила на престижный авиасалон Ле Бурже, который проходит один раз в два года в пригороде Парижа и описала свои впечатления.

Вам бы в небо

Ле Бурже 2017 года запомнится невероятной жарой, эффектным появлением Макрона на открытии – молодой президент Франции прилетел на военном самолете; прямым и подспудным противостоянием коммерческих и политических оппонентов и низкими ценами на нефть. По крайней мере в пресс-центре и в стеклянных на всю стену барах прямо перед взлетной полосой (с доступом по пропускам высшей категории) большинство разговоров крутились вокруг этих тем.«38 градусов в тени, не припомню такого, а ведь были дождливые годы, и тогда отменяли даже демонстрационные полеты!» – рассказывал пожилой французский фотограф, не пропустивший ни одну выставку с 1971 года. «Макрон прилетел без супруги, а ее все ждали». «Россия не привезла ни одного самолета, Украина же пригнала новый грузовой Ан-132Д». Авиакомпания заблокированного арабскими соседями Катара Qatar Airways стала лучшей авиакомпанией мира и опередила своего заклятого конкурента Emirates. В другом мировом первенстве уверенную победу одержал Боинг, заключивший контракты на 75 миллиардов долларов против 40-ка миллиардов Эйрбас.

Вам бы в небо

Для меня как новичка, впервые приехавшего на Ле Бурже, была интересна не только политика, маячившая за каждым большим стендом выставки и демонстрационные полеты истребителей, способные вскружить голову даже далекому от авиации человеку, но и сама атмосфера престижного авиашоу. Ле Бурже, как любое событие такого масштаба и значимости, представляет собой весь мир в миниатюре, это авиационный и космический Вавилон. Вы это чувствуете, едва подходите к пропускным воротам и видите огромную толпу разноязыкого люда. К счастью, для женщин открыли отдельный вход, и мы, можно сказать, прошли без очереди.

Выставка продолжается неделю, но увидеть все и объять необъятное невозможно. На площади в 324000 квадратных метров были представлены около полутора сотен летательных аппаратов – от огромных авиалайнеров до аэротакси, от истребителей-невидимок и беспилотников до летающих автомобилей. В павильонах – больше двух тысяч экспонентов из 50 стран мира, среди которых точная копия марсохода, который через несколько лет отправится на Марс. Из более земных и близких простым смертных тенденций я бы обратила внимание на первый пассажирский дрон – не заменит ли он в ближайшем будущем такси?

Также в этом году низкие цены на нефть практически снесли с повестки дня разговоры про самолеты на солнечной и прочих альтернативных источниках энергии. О важности энергосбережения, разумеется, помнят все и в первых строчках пресс-релизов непременно подчеркивают экономию топлива своих воздушных машин, но летать в ближайшие годы мы будем все-таки по старинке, на керосине.

Казахстан на самом большом смотре авиаторов представлял Казкосмос и Эйр Астана, ставшая в итоге лучшей авиакомпанией Центральной Азии и Индии. Премия SkyTrax Awards определяет лучших игроков регионов и мира и является самым авторитетным показателем состояния дел в гражданской авиации. Казахстанская делегация дважды выходила за заветной дощечкой, и надо отдать должное: Эйр Астана – единственная казахстанская компания, которая получает реальные мировые награды в своем сегменте и занимает в мировом рейтинге авиакомпаний 36 место из 100. Генеральный директор Питер Фостер не скрывал радости и на интервью много говорил о предстоящем IPO.

Вам бы в небо

За наградами SkyTrax всегда выходят лично генеральные директора в сопровождении своих прекрасных стюардесс, поэтому в течении трех часов что продолжалась церемония, в одном из павильонов Ле Бурже можно было увидеть всю элиту авиационного бизнеса. Есть тут и свои вундеркинды, например, основатель и владелец лоукостера Air Asia малайзиец Фернандес считается тем человеком, который ворвался на устоявшийся консервативный рынок и в течении короткого времени изменил и завоевал его. Он даже внешне старается походить на героев силиконовой долины: среди одетых в традиционные костюмы топ-менеджеров Фернандес выделялся демократичными футболкой и джинсами.

А лучшей авиакомпанией мира в этом году стал Qatar Airways, что само по себе заключает в себе интригу, поскольку Бахрейн, Саудовская Аравия, ОАЭ и Египет закрыли воздушное пространство Катара. В своей победной речи исполнительный директор Акбар Аль-Бакер сказал: «Пока нас блокируют соседи, мы получаем награды. И эта награда не для меня, не для моей авиакомпании, а для моей страны».

Если для Катара победа стала больше чем победа, тем более в финале с Emirates, то для Украины новый грузовой Ан-132Д – гораздо больше чем просто самолет. Творение украинцев вызывало разговоры как доброжелательные, так и не очень. Главный аргумент противников заключается в том, что он собран из чужих деталей и является по сути конструктором. Однако будь на самом деле так, разве модель самолета приняли бы как собственную разработку?

Демонстрационные полеты украинский воздушный грузовик совершал через день из соображений экономии. Ле Бурже – дорогое удовольствие.


Фотограф Григорий Беденко

Автор Гульнара Бажкенова

Поделиться: