20-летний исполнитель и композитор из Алматы Мади Токтаров рассказал Esquire о своем опыте в тойском бизнесе, развитии и мечте стать казахстанским Фарреллом.

M'Dee Мади Токтаров музыка Казахстан интервью

Он определяет свою музыку как ламповое смешение алматинского духа и душевных ноток ретро, перевоплощенное в свежее звучание с современной соул-подачей. Дебютный альбом Мади «Алматинский джаз, Vol.1» набрал почти два миллиона прослушиваний «ВКонтакте», а его треки возглавляли топ-чарты казахстанского iTunes. В апреле 2019 года M’Dee выпустил свой второй альбом — «Алматинский джаз, Vol.2».

О быстроте творческого процесса

Мой новый альбом можно назвать альбомом мечты. Он был написан за 3 месяца, но это не рекорд: первый альбом я писал еще быстрее — 10 треков за 10 дней. Когда я сажусь за создание музыки, стараюсь не растягивать процесс надолго. До этого специально не подхожу к ноутбуку, долгое время не беру в руки гитару, чтобы соскучиться по этому состоянию. Зато, когда приступаю к творчеству, сразу ощущаю поток энергии. Да и потом, я не могу делать музыку долго. Если буду тратить слишком много времени на одну песню, я ее просто разлюблю.

О вдохновении

В Казахстане меня вдохновляет ощущение того, что я дома. Я бывал в разных странах, даже думал переезжать ради работы. Но отказался от этой идеи, пробыв за границей буквально две недели. При том что там всего больше: возможностей, связей, там совсем не чувствуется домашнего комфорта — внутри какая-то пустота. Из-за этого тяжело концентрироваться на творческой работе, в которой необходимо духовное спокойствие. Я никогда не думал, что буду так привязан к Казахстану, но только здесь я ощущаю спокойствие и умиротворение.

О современной казахстанской музыке

Мы работаем с российскими дистрибьюторскими компаниями, и они выделяют казахстанских артистов среди прочих, говоря о том, что у наших артистов какое-то свое звучание. Взять того же Золотухина, Скриптонита и других. С каждым месяцем появляется все больше и больше казахстанских артистов, которых отличает особый, может даже непривычный для других подход к музыке. Ты просто слушаешь и чувствуешь: «Это сделано не в России». Такое, на мой взгляд, есть у украинской и у нашей, казахстанской, музыки.

О главной музыке в Казахстане

Два кита, на которых держится весь музыкальный мир в Казахстане, это рэп и тойская музыка. Но поколения меняются, люди растут уже совсем на другом музыкальном формате, и со временем у нас в стране будет меньше тойского жанра. Зато станет больше качественной музыки на казахском языке. Хотя это даже не прогноз, а имеющаяся данность: индустрия уже растет, люди вкладывают в нее свои усилия и деньги. Уже есть качественный контент, который не стыдно слушать самому и показать человеку из-за рубежа.

О перспективах

Перспектив для молодого музыканта у нас даже больше, чем в той же России. Там настолько жесткая конкуренция, что очень тяжело кого-то удивить. Здесь же достаточно делать что-то искренне. В Казахстане необязательно вкладывать миллионы в раскрутку артиста, чтобы он «выстрелил». Взять того же The Limba и его «Обманула» — простой пацан жил обычной жизнью, делал треки, и вдруг один из них коснулся сердца слушателей и распространился по всей стране. The Limba ни копейки не вложил в это, и таких примеров много. А в России для такого эффекта нужно было бы много-много денег.

О проблемах молодого артиста

Высокое качество трека во многом зависит от хорошей аппаратуры. Или от хороших рук, которыми ты будешь делать его на плохой аппаратуре. Чего-то из этого у начинающего артиста, скорее всего, нет. 90% треков молодых казахстанских музыкантов записаны на бесплатные минусовки из интернета. Все дело в том, что артистов здесь много, а саунд-продюсеров мало — именно тех, кто под ключ может написать какой-то бит, которого ни у кого раньше не было.

Проблема еще и в том, что начинающий артист не может себе финансово позволить эксклюзивный инструментал, потому что он не всегда уверен, что песня выстрелит. Вдруг он вложит в нее много денег, а она не найдет отклика у слушателя, и тогда проще взять этот интернет-минус.

M'Dee Мади Токтаров музыка Казахстан интервью

О музыке в эпоху интернета

Безусловно, сейчас независимым артистам живется легче, но не так, что можно расслабиться и ничего не делать. Твоего таланта все еще недостаточно, чтобы отправиться на первое место топ-чартов. Существуют подводные камни.

В Америке есть такое понятие, как «SoundCloud-артист», у нас это, наверное, «ВКонтакте-артист». Я помню, когда-то, году в 2013-м – 2014-м, создал группу в «ВК», скидывал туда свои первые наработки, каверы в плохом качестве. Моя аудитория нарабатывалась там годами, с самых истоков моего творчества. В России, например, большая часть артистов стреляет через YouTube, который не так развит у нас по сравнению с ними.

О выступлениях на тоях

В начале своей карьеры я выступал на свадьбах — пару раз, и мне это жутко не понравилось. На всех этих тоях, чтобы спеть свои 3–4 песни, приходится очень долго ждать, да и песни твои никто особо не слушает. К четвертой песне вообще переговариваются: «А это кто такой вообще? Может, лучше Беркута надо было позвать?» Вдобавок ко всему в выступлении важна отдача от слушателя, а когда ее нет, то и музыкант работает «вполноги». Я так не люблю.

О развитии

Я не замечаю изменений в себе и в том, что я делаю. Бывает ведь так, что растешь вместе со своими друзьями, и вроде все такой же, а потом смотришь на старые фотки и думаешь: «А я так вырос, оказывается». Так и в творчестве: я часто слышу от других, что вырос в музыкальном плане: «Ты шагнул вперед по сравнению с первым альбомом». Но я этого не чувствую и даже переживаю, что шагаю вперед недостаточно быстро.

О будущем

Я такой человек, которому тяжело писать что-то на заказ, но я бы очень хотел развить в себе продюсерские навыки. Образцом в этом деле для меня являются Фаррелл Уильямс и will.i.am. К примеру, Фаррелл, помимо того, что пишет крутые песни для себя, еще и успевает продюсировать альбомы многим другим артистам. А еще он гастролирует и не стареет. Я хочу равняться на него в своей работоспособности. Но пока не получается: времени нет, а иногда просто жалко тратить его на не свои треки.


Записала Дина Марганова

Фотограф Илья Ким

Визажист Мария Ким