Преподаватель университета профессор Валентин Ли рассказывает, почему длинные каникулы не самое лучшее, что может предложить детям школьная система образования.

Валентин ЛиВсю жизнь мы с женой занимаемся преподавательской деятельностью – я в университете, она в школе. Надо сказать, это два разных мира. Проблемы, с которыми сталкивается она, мне часто непонятны, просто потому, что принципы работы с детьми, подростками и почти взрослыми (не могу назвать первокурсников и второкурсников взрослыми) сильно отличаются. Один из примеров – каникулы.

После выхода на пенсию супруга решила заняться частным репетиторством, благо опыт позволяет. Нашла компанию,  которая занимается подбором преподавателей и сводит их с клиентами, и вот уже несколько лет подтягивает школьников по русскому языку. Что же мы заметили очень скоро?

Как ни удивительно, слишком много длительных перерывов, когда наши дети не занимаются учебой: выходные накладываются на праздники, праздники плавно перетекают в каникулы – праздник жизни какой-то. Дети счастливы! На то они и дети, но что же взрослые?

Особенность наших родителей в том, что они любые «красные» дни почитают за святость, которую грешно нарушать работой, даже если на носу вступительные экзамены в университет. К отдыху во время каникул подходят со строгостью ортодоксальных евреев к субботнему шабату. Такие вещи, как ручка, книга, тетрадь – под запретом. Бывает и так, что жена приезжает к ученику в стандартное время, а дома никого нет – каникулы, без предупреждения.

Продолжительность учебного года сильно отличается от страны к стране — в некоторых она может быть на 75 дней длинней, чем в других.

Учебный год в Китае, например, один из самых долгих в мире — 260 дней. Японские школьники учатся 243 дня, корейские — 220 дней.

Израиль, Германия, Россия и Зимбабве имеют учебный год по 210 дней, а вот в Коста-Рике, Боливии и Южной Африке школьники учатся всего 180 дней и меньше. В Казахстане учебный год длится в среднем 207 дней. Финляндия – 190 дней.

Франция также известна своими долгими каникулами, но при этом школьный день во французских школах очень длинный — до восьми часов.

На первый взгляд, закономерность просчитывается легко – ученики Китая, Японии и Кореи, долгое время считавшиеся лидерами среди одногодок, учатся больше всех. Но недавно в лидеры выбилась Финляндия, где ученики учатся даже меньше,  чем в Казахстане.

Такой разброс можно объяснить разницей подходов и образа жизни в принципе. Азиатские страны с детства приучают школьников к высокой интенсивности жизни и труда, чтобы те смогли безболезненно войти в ритм огромных корпораций. В Финляндии по-другому, методы основаны на психологии и индивидуальном подходе к каждому ученику. Финны пытаются сделать так, чтобы маленький человек осознанно выбирал свое обучение и задумывался, что будет делать с приобретенными знаниями в будущем.

Так что делать ставку только на количество рабочих дней тоже неправильно, нужно учитывать множество факторов.

Детям нужен отдых, и побольше, чем нам с вами, тут не поспоришь. Но детский разум более подвижен и эластичен. Представьте, что вы оставили вмятину на грунтовой земле и на железе – земля выправится за несколько дней, а железо может вечно оставаться в той форме, которую вы ему придали. Так и детский ум: только долгие упорные повторения и шлифовка позволят оставить в нем долговечные знания. Но какие могут быть упорные повторения и тренировка, когда на дворе три летних месяца, солнце и друзья? Вспомните свои ощущения после долгого отсутствия в тренажерном зале. Мышцы болят последующие несколько дней, былая форма восстанавливается с трудом.

Разумеется, многие родители со мной не согласятся. Многие каждый год летом отправляют своих детей в разнообразные языковые или скаутские лагеря по всему миру на месяц-полтора. Безусловно, в таком случае каникулы полезны. Но много ли семей могут позволить себе зарубежные лагеря? К сожалению, есть и такая взаимосвязь: чем менее обеспечена семья, тем больше времени ее дети проводят на улице, где полученные за год знания выветриваются со скоростью света. В США научные исследования, проведенные по заказу правительства, показали, что в конце учебного года, в мае, знания у детей из разных семей выравниваются, а вот в сентябре, после летних каникул дети из менее обеспеченных семей показывают знания в несколько раз ниже, чем их более зажиточные одноклассники. В последующем за учебный год первые догоняют вторых, чтобы потом за время каникул опять скатиться. И так по кругу.

И все лишь потому, что в американских семьях среднего и высшего класса даже во время каникул детей заставляют читать книги и повторять пройденный материал, ходить в какие-то кружки. Чего не делают бедные семьи. Это выводы научного исследования, цель которого – дать равные шансы на успех в будущем всем детям независимо от их социального статуса, расы и национальности.

Беда в том, что часто из-за собственного невежества сами родители лишают своих детей хорошего равного старта.

Лет до шестнадцати, а может, и дольше, ребенку нужна постоянная нормированная занятость – это проверенное временем знание. Идеальный срок летних каникул, на мой взгляд, 2-3 недели. А у нас их аж двенадцать – это слишком долгий перерыв, чтобы не сказаться на знаниях. Зимние каникулы тоже не короткие, а еще добавьте сюда постоянную отмену занятий из-за морозов и буранов и получите детей, которые в будущем будут менее конкурентоспособными по сравнению с японцами, китайцами и финнами, с их феноменальным трудолюбием и креативными подходами у обучению. Нам надо бы взять на вооружение хотя бы что-то одно.


 

Поделиться: