Казахстанская студентка Лондонской Школы Экономики Айгерим Толеуханова продолжает рассказывать нам об особенностях учебы в одном из самых престижных вузов мира.

Письма из Лондона. Перфекционисты и изоляционисты

Уже начался второй, весенний семестр. Начался, правда, зимой. И называется он по-другому – «лэнт» семестр, причем студенты других университетов понятия не имеют, что это значит. Вообще, семестры тут не соответствуют названиям – летний семестр заканчивается только в начале июня, а начинается в конце апреля. Всего семестров три, и летний самый короткий – всего 6 недель.

Зимние каникулы, длиной в месяц, прошли очень быстро. Большинство студентов разъехались по домам или путешествовали по Европе, а я съездила в Ливерпуль и Манчестер, гуляла по Лондону. Но если быть совсем честной, половину своих каникул я провела в переживаниях из-за финальных эссе, составляющих 100 процентов итоговой оценки, из-за чего практически не покидала библиотеку.

Пока я писала эссе, поняла, что преподавателю очень легко оценить знания студента и то, чему он научился за семестр, именно через письмо. А для студента написание эссе – это процесс повторного, но более углубленного изучения и понимания предмета, ведь в течение семестра все прочитать и понять не успеешь, особенно когда это необходимо делать по каждому предмету. Чтобы написать эссе, надо прочитать много книг, входивших в курс предмета или относящихся к теме. В этом и заключается проблема: нужные книги обычно разбирают другие студенты, а онлайн версий нет. Поэтому я записалась в национальную Британскую библиотеку – вторую крупнейшую библиотеку в мире (около 150 миллионов книг) после библиотеки Конгресса в США.

Правила в национальной библиотеке Великобритании намного строже, чем в Лондонской Школе Экономики. Так же как и во всех библиотеках, в ней нельзя кушать. Но еще в ней нельзя пить, запрещено брать с собой ручки и маркеры – разрешены только карандаши. На входе вас буквально обыщут – не пронесли ли вы с собой ручку или бутылку воды. Также все читатели обязаны сдавать куртки и сумки, а необходимые вещи класть в прозрачный пакет, который на выходе опять проверяют, – не прихватил ли ты с собой какую книжицу. Регистрация бесплатная, при первом же посещении выдают читательскую карту, тоже бесплатную, но за потерю придется платить от 5 до 10 фунтов.

Второй семестр мне дается намного легче, чем первый. Дело не только в количестве предметов (в прошлом семестре их было 5, в этом – 2), а в том, что я теперь понимаю, что от меня ожидают как от студента и как подходить к изучению предметов. К слову, студенты ЛШЭ весьма любознательные молодые люди, причем не просто ботаны (хотя и такие, конечно, есть): помимо учебы, они успевают посещать различные мероприятия, заниматься спортом, волонтерством, путешествиями и работой.

Но кто действительно вызывает неподдельное восхищение, так это преподаватели. Часто в списке рекомендуемых или обязательных к прочтению материалов можно наткнуться на академическую работу преподавателя, который учил тебя в прошлом семестре (или в текущем), причем в совершенно другой сфере.

Одна из профессоров, которая преподавала теории и понятия в медиа и коммуникациях, является одной из лидирующих исследовательниц феминизма. Я даже не пожалела пяти фунтов на онлайн-покупку ее нового исследования про «культуру уверенности в феминизме» и осталась очень довольна.

Один из моих текущих предметов называется «Современные проблемы в сфере медиа-политики». Преподаватель ведет его с 90-х; с ним советуются члены правительства, его вызывают на слушания Парламента ради его экспертного мнения. Для нас он старается каждый урок делать практическим: одни студенты изображают членов Парламента на слушании, другие защищают позиции Фейсбука, Твиттера, НПО по вопросам нейтральности сетей или распространения фейковых новостей и нелегального контента в социальных сетях. Так мы пытаемся понять, кто должен нести ответственность и как изменить законы, чтобы все шло на пользу общества. Других преподавателей приглашают выступать по всему миру, презентовать книги, доклады или исследования.

И конечно, имея таких преподавателей, тяжело писать эссе: кажется, будто все, о чем ты пишешь, они уже давно знают, а ты узнал только сейчас.

Лондонская Школа Экономики, как мне многие говорили, знаменита своими ориентированными на карьеру студентами, особенно в сфере финансов и бизнеса. Возможно, по этой причине в университете целый этаж одного из зданий посвящен «Центру карьеры», где можно получить экспертный совет о правильном написании резюме, сопроводительного письма или подаче себя на интервью. Но здесь, как и в любом тренинге ЛШЭ, основное усилие должен делать студент. Если надо подправить резюме или сопроводительное письмо, нужно нести уже готовое, ведь на каждого студента уделяется не больше 10-15 минут. А чтобы тебя допрашивали, как на настоящем интервью, нужно иметь предложение от компании о готовящемся интервью. Просто без цели или для будущей встречи с работодателем студент, конечно, тоже может прийти, но встреча пройдет не так продуктивно. Помимо услуг карьерного центра, есть еще центр LSE Life, где могут помочь с чем угодно, относящимся к учебе, – могут посмотреть эссе, помочь с идеями для дипломной работы и даже распределить время, чтобы составить график дедлайнов. Но опять же, никто не будет тебя проверять, напоминать и заставлять.

Однажды я сидела на одной из сессий LSE Life, где рассказывали о проблемах перфекционистов. Психолог сказал, что видит существенную разницу между студентами ЛШЭ и других университетов. Студенты ЛШЭ очень амбициозны и ориентированы на карьерный рост, но также в нас больше перфекционизма и изолированности, что не есть хорошо. Он сказал, что многие студенты жалуются ему в разговорах тет-а-тет: «Я был самым умным в школе, а когда пришел сюда, увидел, что здесь все намного умнее меня, и это очень расстраивает» или «Другие люди не должны догадаться, что я не знаю этого или что я чего-то не понял». Это явные признаки нездорового отношения к себе.

Я понимала, о чем он говорит: это происходило и со мной, но только в первом семестре. Здесь студенты могут часами сидеть рядом в библиотеке/тренажерке/классе и ни разу не обмолвиться словом.

В первом семестре я думала, что не могу быть студенткой этого университета, ведь все вокруг так много знают и говорят о чем-то, чего я не понимаю. Тогда я не знала своих однокурсников и других студентов, и мы все вели себя так, будто все знаем и понимаем. Но когда мы узнали друг друга поближе и начали жаловаться, что ничего не понимаем по каким-то предметам или какого-то преподавателя, наступило такое вселенское облегчение! Вот почему второй семестр я начала с более легкого отношения к себе и сейчас просто наслаждаюсь учебным процессом.


Поделиться: