Данияр Мустапанов, основатель казахстанской организации фотографии Qazphoto, рассказал Esquire, как появилась первая в Казахстане фотопремия, почему в членах жюри сидят только зарубежные фотографы и какие особенности есть у казахстанского Instagram-сегмента.

По кадрам

Я как мобилограф благодарен создателям Instagram, что они, не загадывая заранее, дали некий импульс развития мировой фотографии. Возьмем Казахстан: у нас была сильная советская школа, но потом это все исчезло. С появлением Instagram и доступных смартфонов появилось новое поколение фотографов. Но у нас отсутствовала единая площадка, где наши отечественные фотографы могли собраться, обсудить технику, поделиться творчеством или получить совет. Существовавшие онлайн-сообщества в основном публиковали фотографов Алматы и Астаны, хотя региональная фотография у нас тоже на уровне.  Тогда мы создали проект Qazagram, который позже перерос в Qazphoto.

Мы стали работать с региональной фотографией, создали собственные региональные хэштеги. Уникальность нашего Instagram как раз в этом – если вбить хэштег «Лондон» или«Нью-Йорк», вам покажут фото города, а вбить Астану или Алматы – будет сплошная реклама. У нас максимально используют Instagram для продвижения продукта. Поэтому мы создали свои хэштеги для каждого города, создали свою базу, и начали разговаривать с фотографами, брать у них интервью.

После года работы мы поняли, что переросли Instagram, что должны выходить на новый уровень. Кроме того, нельзя игнорировать тот факт, что Instagram – явление нового поколения, а представители старой школы там не сидят, и мы не хотели ограничивать этот блок. В итоге мы ушли на сайт, а после – в Telegram. Здесь удобнее – у нас есть бот, и не надо больше идти на сайт, регистрироваться, оставлять свою почту и т.д.

Позже мы создали премию. У казахстанских, как и у любых других фотографов есть логический этап завершения их деятельности, и мы четко это понимали. Человек свои фотографии либо отправляет на конкурсы, либо проводит фотовыставки. Поскольку мы уже проводили выставки казахстанских фотографов, решили, что нужен второй этап – провести конкурс «Фотография года». Премии важны, потому что, только конкурируя с сильными соперниками, ты понимаешь, к чему должен стремиться. В Казахстане до нас этого никто не делал, хотя казахстанские фотографы ничем не хуже своих мировых коллег. В этом году Министерство информации инициировало премию для журналистов, и там есть номинация для фотографов, но в 2015-м, когда мы начинали, ничего такого не было.

Мы сразу определились, что жюри должно состоять из иностранных фотографов. Конечно, есть громкие имена, есть представители старой школы, которые могли бы достойно оценить работы, но для того чтобы интегрировать казахстанских фотографов в международное сообщество, мы решили, что нужно просить иностранных коллег оценить работы наших соотечественников. Помимо этого мы просим их дать общую рецензию на казахстанскую фотографию в целом. Мы смотрим на регалии, разумеется.  Кто может дать эту рецензию, как не человек, одержавший сотни побед в международных конкурсах? При подборе членов жюри мы также уделяем внимание географии, чтобы можно было подружиться с фотографами из разных частей света. Да и что скрывать, Казахстан маленький, нас всего 16 миллионов, а фотографов еще меньше. Все друг с другом общаются, и мы не хотели, чтобы завтра нам сказали, что кто-то кого-то из своих продвинул, кого-то засудил. Это улучшает прозрачность.

В этом году у нас три фотографа, которые также были членами жюри в прошлом году. Для чего? Чтобы опять задать вопрос, изменилось ли что-нибудь. Чтобы проследить, есть ли прогресс за календарный год. Они видели работы в прошлом году и могут сравнить развитие.

Сам конкурс проходит в два этапа. Первый – скорее рабочий. Мы отбираем фото, которые соответствуют положению конкурса. Что касается художественной, технической оценки – это все делает жюри, они профессионалы, это их зона ответственности.

В премии 10 номинаций и 10 членов жюри. Популярной, разумеется, является пейзажная фотография, потому что природа у нас красивая, и портретная. Я сейчас точно могу сказать, что работ в этих двух категориях будет точно больше, чем фотографий в номинации «Digital Art». Конечно, мы понимали, что digital art и ню – не столь популярные жанры в Казахстане, и заявок много не будет. Но наша миссия – развивать казахстанскую фотографию, поэтому мы прививаем эти номинации, приучаем к ним.

В течение года мы еще ежемесячно проводим конкурс «Фотография месяца» по определенной тематике. Здесь логическая цепочка: в течение года фотографы могут номинироваться, набивать руку, и, таким образом, готовиться к годовому конкурсу, где они будут соревноваться с лучшими. Это помогает им расти – они ведь могут в этом месяце попробовать себя в пейзажной фотографии, в следующем – в портретной, а на премию принимаются любые фото за 2017 год – с 1 января по 31 декабря.

Мы в этом году будем определять еще и фотографа года – мы изучили, как на международных премиях выбирают лучших, и решили, что им станет тот, кто выиграл в наибольшем количестве номинаций. Проще говоря, если ты хороший фотограф, ты хорош во всем. К сожалению, топовых фотографов мало, поэтому очень маловероятна ситуация, когда в 10 номинациях победят 10 человек. Но если все же такая ситуация случится, десятка победителей будет голосовать за работы друг друга, не имея возможности голосовать за себя. Это будет объективный выбор.


Записала Анна Вильгельми

Поделиться: