По итогам 9 месяцев 2021 года в республике новые автомобили подорожали на 8,3%, на подержанные — на 9,8%. При этом инфляция составила 8,9%. Основные причины роста стоимости назвали в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития.
В ответ на запрос Tengrinews в ведомстве объяснили, что основными причинами роста цен являются:
- дефицит на заводах — изготовителях компонентов для производства автомобилей по всему миру;
- смена поставщиков — производителей комплектующих к транспортным средствам;
- увеличение стоимости логистических услуг;
- ограничения на границах территорий стран;
- проблемы с логистической цепочкой поставок;
- повышение цен на основные металлы, используемые в автомобилестроении (медь — на 48 процентов, алюминий — на 61 процент, свинец — на 37 процентов и плоский прокат — на 65 процентов);
- изменение стоимости комплектующих от мировых производителей, металла, запасных частей и электроники и так далее.
Кроме того, изменение цен на автомобили зависит от выпуска новой модели, уровня инфляции, индексации заработной платы рабочей силы.
Сейчас на рынке можно наблюдать критическую ситуацию по доставке автомобилей и комплектующих, при растущем спросе. Причиной задержки поставок и сокращения квот по поставкам автомобилей и комплектующих в Казахстан послужили закрытые на карантин во время пандемии заводы.
«Дилеры и производители по-прежнему ожидают решения по доставке комплектующих и автомобилей, идущих через Китай. Очередь на отправку грузов растянулась на несколько месяцев вперед. Кроме того, дефицит электронных компонентов на мировом рынке с каждым месяцем увеличивает разрыв между спросом и предложением. В среднем срок ожидания длится в течение 3 месяцев», — сообщили в министерстве.
Уточнив, что проблема с дефицитом новых машин существует не только в Казахстане. Имеется две основные проблемы: увеличение сроков по логистике и дефицит электронных компонентов на мировом рынке.
«Дефицит полупроводников объясняется тем, что во время пандемии начал расти спрос на смартфоны, ноутбуки, настольные компьютеры, умные телевизоры, автомобили и устройства, подключенные к интернету. Каждый такой гаджет работает на чипе, который является его «мозгом». Проблема в том, что производители не могут удовлетворить этот повышенный спрос», — пояснили в МИИР.