Я не откажусь от своих взглядов.  Если мои взгляды относительно модернизации страны не встретят поддержку, не будут приняты во внимание, если мы собьемся с правильного пути, я не смогу спокойно сидеть сложа руки. Это невозможно.

Причина моего возвращения на государственную службу была вызвана потребностью в помощи в реализации программы политических реформ. Но, к сожалению, мои надежды не были оправданы. Программа политических реформ стала сухим заявлением, а у власти изначально не было намерений проводить справедливые выборы.

Любая газета должна быть оппозиционной. То есть любое издательство должно следить за тем, чтобы власть ничего не могла сделать во вред народу. Это не должно быть политической оппозицией, это должно быть народной оппозицией. Газета не должна принадлежать никакой партии, она должна принадлежать народу.

Самым мучительным временем в моей жизни было время после декабрьских событий 1986 года. Это не касается моих личных проблем, меня мучила атмосфера того времени. Потому что все действия власти были направлены на то, чтобы сломить дух, смирить, подавить казахский народ.

Народ и власть начали развиваться в разных направлениях. Все может закончиться конфликтом, протестами. Если каждый будет тянуть на себя, нить порвется. Власть должна сделать шаг в сторону и без того малочисленного народа. А это значит согласиться на политические реформы.

Пришло время справедливых и важных решений. Каждый из нас должен сделать свой выбор. Ни у кого не должно быть цели оставаться во власти. Главные цели каждого политика должны соответствовать национальным интересам и крайне необходимым нуждам народа. Политик должен чувствовать ответственность и оправдывать надежды народа.

Я не стремлюсь к президентской власти. Моя цель – изменить положение в стране в лучшую сторону. Граждане страны, чья земля богата полезными ископаемыми должны жить соответственно этим дарам Бога – в достатке и изобилии. Вот чего я хочу.

На каждый вопрос найдется ответ. Вполне очевидно, некоторые вопросы могут иметь несколько ответов. Иногда возникают трудности при выборе правильного. Но лично я всегда старался быть честным. У меня нет сложных вопросов, на которые я боялся бы ответить.

Я представляю будущее также, как и мои сверстники. Судьбы представителей нашего поколения тоже похожи. Мы боремся за реализацию политических реформ и за счастливую и состоятельную жизнь наших граждан. Мы едины. Если будем идти на поводу у переменчивого мира, лишимся доверия народа. Мы все это понимаем. Истина, и человечность, и мораль — на нашей стороне.

Я против любого рода переворотов. Переворот – это показатель обессиливания национальной элиты, управляющей страной. Это означает свергнуть режим, который не считаясь с мнением народа, управляет им силой запугивания. К тому же, это было бы признанием всему миру, что за годы независимости в стране не сформировалась политическая элита власти, способная руководить народом и указывать правильное направление для его развития.

Единственное, что спасет казахов от нищеты   демократия. Есть лишь один способ честного разделения доходов казахстанскому народу от предназначенных даров природы, нефти и газа – правильная демократическая структура. Я убедился в том, что при любом другом виде правления это невозможно.

Потратив миллионы долларов, в Астану привезли океанскую воду и рыб, и построили «океанариум». В то время как в деревенских больницах не хватает обычных лекарств, а дети в селах умирают от простых диагнозов, есть ли нужда в таких постройках?

Нефть это дар Всевышнего, мы ничего не делали, не трудились чтобы, его получить. Наши предки отвоевали, сохранили и передали нам широкую просторную землю, то есть на сегодняшний день хозяевами этой земли является казахстанский народ, а значит доход от нефти по возможности должен быть поделен всем поровну.

Мы все должны понимать, не бывает вечных правителей. Несчастье всех глав СНГ упирается в одну проблему: у авторитарной модели правления нет будущего, она очень вредна для народа.

Я не могу закрывать глаза на то, что происходит в нашей стране. Я не хочу, чтобы Казахстан стал страной, упустившей свои возможности. Не только я, но и мое поколение. И поколения после нас. Поэтому я иногда говорю вещи, не соответствующие моему жанру.

Во многом я отвечал добром тем людям, которые когдато причиняли мне вред. Потому что родители всегда с детства меня учили отвечать добром на зло. Того, кто бросил в тебя камень, накорми едой.

Несвоевременно сказанная правда не имеет ценности.

Я не брал с собой личных охранников и не садился в первые ряды в театре как другие министры. Я люблю театр. Услышав, что я пришел режиссеры прибегают и спрашивают, почему я не предупредил заранее. Я объясняю, что пришел не в качестве министра, а как гражданин страны. Я иду в театр ради духовного удовольствия. Можно один раз сходить в театр так, что все остальные тридцать дней все будут говорить об этом. А можно десять раз сходить , не делая из этого никакой социально-политической новости.

Я не читаю пятикратный намаз. Однако от корки до корки прочитал весь Коран. Согласен со всеми его постулатами и канонами. Как говорится у казахов, я молюсь душой.

Бывают моменты, когда человек, оставшись наедине с собой, начинает стыдиться за самого себя. За свои поступки, проделки. Человеку не бывает стыдно, когда его кто-то пытается пристыдить – по-настоящему стыдно, только когда сам анализируешь, ставя свой поступок на весы совести.Такое и со мной было. Все мы в жизни через это проходим.


Составлено на основе интервью и статей Алтынбека Сарсенбайулы

Автор Аян Калмурат

 

Поделиться: