В Казахском государственном академическом театре оперы и балета им. Абая прошла долгожданная премьера  спектакля-монооперы Григория Фрида «Дневник Анны Франк» в постановке российского режиссера Алексея Смирнова.

Премьера монооперы  «Дневник Анны Франк» собрала аншлаг

Спектакль-действие поставлен на основе дневника 13-летней девочки подростка, который стал историческим документом большой человеческой трагедии, обличающей нечеловеческое лицо войны.

«Текст, который поется в опере, – это подлинные слова из дневника Анны Франк.  Домик, в который девочка играет на сцене – это макет убежища, в котором пряталась ее семья. И там есть комната, в которой жила сама Анна, стол, за которым она писала свой дневник, ее кровать, столовая, чердак. Три дома – это макеты подлинных домов в Амстердаме, в них сейчас музей Анны Франк, — рассказал режиссер-постановщик спектакля Алексей Смирнов.

Премьера монооперы  «Дневник Анны Франк» собрала аншлаг

В 2020 году исполнилось 75 лет со победы в Великой отечественной войне и 75 лет со дня смерти Анны Франк. Записи, сделанные в дневнике ребенком, до сих пор потрясают читателей всех возрастов и национальностей в иной раз больше, чем мастерски написанные книги опытными художниками. «Дневник Анны Франк» стал всемирным культурным достоянием, был переведен на 70 языков и включен в регистр «Память мира» программы ЮНЕСКО.

«Я занимаюсь этой оперой около шести лет и в течении всего этого времени замысел всей этой постановки только углублялся, становился более точным и за эти история Анны Франк для меня стала очень личной. Я рад, что этот спектакль впервые пройдет на сцене исторического театра Казахстана, Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая. Музыкальный язык оперы непростой, так как написан на стыке классического и современного композиторского стилей. Я уверен, что Алматинская публика хорошо воспримет музыку 20го века.

Когда мы говорим о трагедии второй мировой войны- музыкальный язык, который мы используем для этой истории, безусловно, отличается от музыкального языка Моцарта или Вагнера. Это абсолютно другое ощущение времени — ощущение Трагичного. Трагедия Холокоста нашла очень точное музыкальное выражение в опере Григория Фрида.

История Анны Франк учит нас всегда надеяться на лучшее и проживать   каждый день, как последний!», — считает Смирнов.

Премьера монооперы  «Дневник Анны Франк» собрала аншлаг

Иммерсивный спектакль, действие которого проходит на сцене, где зритель сам «прикоснется» к атмосфере присутствия и сопереживания главной героине и «проживает» все моменты спектакля вместе с ней, является новой формой и надеемся вызовет большой интерес у зрителя. 

Премьера монооперы  «Дневник Анны Франк» собрала аншлаг

Ведущие солистки оперной труппы Венера Алпысбаева (сопрано) и Надия Наденова (сопрано) воссоздадут среди черно-белых воспоминаний, сошедших с «фотографий», цветной образ Анны Франк, которая по сей день живет на страницах своего дневника и в этом им помогает необычная сценография художницы Елены Бодровой.

Премьера монооперы  «Дневник Анны Франк» собрала аншлаг
Премьера монооперы  «Дневник Анны Франк» собрала аншлаг
Премьера монооперы  «Дневник Анны Франк» собрала аншлаг
Премьера монооперы  «Дневник Анны Франк» собрала аншлаг

«В работе над этой постановкой было важно найти образ тех волнений и переживаний, которые происходили в душе девочки-подростка. Для меня, как художника, было важно найти решение и показать зрителю, как из Маленького и Личного вырастает Большая трагедия. В работе над спектаклем, постепенно углубляясь в документальные материалы, появился образ чемодана, до которого сжалась вся жизнь Анны Франк. Поэтому в декорациях спектакля есть много тонких нюансов, которые очень символичны и важны для передачи образов и волнующих моментов, происходящих в душе у нашей героини»- делится художник-постановщик Елена Бодрова.

Премьера монооперы  «Дневник Анны Франк» собрала аншлаг

Дирижером постановщиком оперы выступил заслуженный деятель Казахстана Ерболат Ахмедьяров. Любителей оперы удивит и необычный состав оркестра, в котором всего 15 музыкантов, будут размещены не в оркестровой яме, а практически над сценой, создавая иллюзию парящего звучания музыки.

«Драматургически опера построена от «мрака к свету», хотя сюжет диктует обратное. Контраст ощущается с первых нот: беззаботная болтовня героини о школе, об уроках сопровождается сложным потоком звукового поля, символизирующего предвестника близкой трагедии. И в дальнейшем, когда текст оперы повествует об ужасах происходящего, музыкальная часть произведения наоборот высветляется, символизируя душевный мир человека, противопоставляя его трагедии происходящего. Композитору удается с помощью музыкальной линии передать перепады в настроении подростка: от лирических чувств к озорству, от веселья к печали и трагедии» — пояснила директор театра Ая Калиева.

Премьера монооперы  «Дневник Анны Франк» собрала аншлаг

Стоит ли говорить, что премьера прошла при полном аншлаге. Готовясь к долгожданной встречи со зрителем и заботясь о его безопасности, театр ввел дополнительные правила посещения, которые предусматривают масочный режим, социальную дистанцию и новые условия рассадки в зрительном зале.


Фото Владимира Акуленко