Изучив список картин, номинированных на крупнейшую кинопремию мира, любой мало-мальски подкованный киноман сделает вывод, что есть разница между реально происходящим в кинематографе и тем, как это хочет видеть Американская киноакадемия кинематографических искусств и наук. Роман Райфельд находит тому подтверждение, рассказывая о тех, кого прокатили.

"Прокатили" не глядя. Фильмы, которые упорно не хочет замечать "Оскар"

Прошедший год был ознаменован крахом кассовых сборов фильмов всех жанров, кроме блокбастеров. Раз так, сочли академики, то вот вам наш вердикт: в десятке суперпретендентов на награду аж два таких фильма, сиквела к тому же. Оба свидетели давно и не очень минувших экшн-успехов индустрии: “Аватар: путь воды” и “Топ Ган: Маверик”. Чтобы утешить поклонников интеллектуального кино в номинацию внесли и нетфликсовский римейк “На Западном фронте без перемен” по произведению Э.М. Ремарка. Это единственная картина в номинации из претендующих на трофей не на английском языке. Разнообразия ради могли бы, например, копродукцию ряда стран Европы включить — “Корсаж”, о вымышленном годе из жизни австрийской императрицы. Даром что ли Каннский фестиваль ленту наградил?

Но академики, как и раньше, языками не владеют и не замечают никаких кинопродуктов, если те созданы не на родном для них шекспировском наречии. Тем временем к списку могли бы запросто присоединиться две иранские картины — драма Джафара Панахи “Без медведей” и его сына Панаха — “В дорогу”, а также две французские — “С любовью и яростью” Клер Дени и “Сент-Омер” Элис Диоп. Но и среди англоязычных картин есть опрокинутые академией — “Амстердам” Дэвида О‘Расселла и “Время Армагеддона” Джеймса Грея, “Благословение” Теренса Дэвиса и снятый за скромный бюджет “Собор” Рики Д’Амброуз, “Тилл” Чинонье Чукву и “Вечная дочь” Джоанны Хогг. Все эти кинопродукты могли бы одним своим присутствием сделать процесс финального выбора академикам весьма сложным, а заодно напомнить, за что давали “Оскар” в XX веке.

https://www.youtube.com/watch?v=mccXWbzdOGY

Шокировало и отсутствие среди номинантов картины, чей коммерческий успех, зрелищность и интеллектуальность шли рука об руку — речь о работе Джордана Пила “Нет”. О ней мы писали. Но когда дошёл черед до нее, у академиков почему-то резко ухудшилось зрение. Поговаривают, что оптическая дисфункция (читай: пренебрежение) вызвана общей нелюбовью участников голосования к Пилу, скрепя сердце выдавших ему “Оскар” за лучший сценарий в 2018-м (“Прочь”). Продолжая тему Пила, как не вспомнить о назойливой американской политкорректной повестке? Среди фильмов-номинантов снова нет ни одной картины чернокожего режиссера, хотя за прошедший год вышло несколько достойных. Академия отметила пару чернокожих актеров за роли второго плана — Анджелу Бассетт и Брайана Генри. Но в главных номинациях — “Лучший актер” и “актриса” — по-прежнему только белые (с поправкой на Мишель Йео). Тоже с гендерным равенством — среди посягающих на лучшего режиссера ни одной режиссёрки, хотя их с сильными работами было предостаточно — см. упомянутое выше и ниже.

Хочется также вставить своё в связи с номинацией “Лучший фильм на иностранном языке”, где отсуствуют три не скажу что моих любимых, зато ярких, стоящих ленты. Имею в виду корейскую драму Пак Чхан-ука “Решение уйти”, копродукцию 6 европейских стран и Иордании “Убийца “Святой паук” (реж. Али Аббаси) и индийский бурлеск о борьбе с английскими колонизаторами “Рядом ревет революция” С.С. Раджамули. Последний, правда, отметили, запрятав с глаз долой в номинацию … “Лучшая песня” — хэштег #внезапно.

Кого еще кинули академики в этом году? Пожалуйста! Списком по номинациям. “Лучшая роль второго плана”: Долли де Леон, сыгравшая уборщицу корабля Абигейл в “Треугольнике печали”. “Лучший актер”: Уилл Смит в “Освобождении” — а не фиг было Крису Року год назад пощечины раздавать — поставлен в угол. “Лучшая актриса”: Виола Дэвис за “Королеву-воина”. Там же упущена из виду прекрасная двойная роль великолепной Тильды Суинтон в “Вечной дочери”. “Лучший режиссёр”: Сара Полли (“Говорят женщины”). Достаточно?

https://www.youtube.com/watch?v=F7EwIVNrdVo

Список номинантов на главную кинонаграду земного шара несколько успокаивает лишь двумя своими категориями. В шорт-листе “Лучший полнометражный мультфильм” как минимум два действительно выдающихся анимационных произведения — пронзительно-печальный гротескный “Пиноккио Гильермо дель Торо” и абсолютно неожиданный по форме “Марсель: ракушка в ботинках” Дина Флейшера-Кэмпа. Выросший из короткометражки того же режиссера 12-летней давности этот полный метр, снятый в жанре мокьюментари — история печали маленькой улитки. Марсель живет со своей бабушкой и мечтает воссоединиться с потерянной семьей. Режиссер снимает документалку о Марселе и, размещая её в YouTube, привлекает массовое внимание. И вот уже родственников малютки ищет весь человеческий мир.

https://www.youtube.com/watch?v=k98Afd7Nf3Y

12 марта пройдет 95-я церемония “Оскар”, которая скажет нам то, что мы знаем и без нее: индустрия, как и раньше, в кризисе не меньшем, чем сама академия. Она настолько же далека сегодня от арьергарда, происходящего в домене кино, как и от способности совершать смелые шаги, чтобы вновь, как в далекие 40-90-е годы прошлого века, быть впереди толпы и задавать тренды, а не следовать им. Кинокритики различных изданий в преддверии церемонии опубликовали массу статей, в которых с одной стороны недоумение по поводу получившегося листа претендентов на статуэтки, с другой — предложение своих кандидатов — не любимчиков, вытащенных из корзины по принципу “нравится-не-нравится”, а доказательно готовых к номинированию. И беда в том, что списки эти состоят не из одной-двух лент, а из более чем десятка.

Колумнист журнала The New Yorker, киноман со стажем Ричард Броуди считает, что списку отобранных в шорт-лист премии этого года можно дать обобщающее и передающее суть происходящего название «Страх и желание». По первому фильму Стэнли Кубрика. Поясняя свою мысль, он пишет: «Желание здесь в одиннадцати номинациях (больше, чем у кого-либо) картины “Всё везде и сразу”». Под страхом же журналист и критик видит новые ценности индустрии и то, куда она собирается шагать дальше. «То, что список номинантов обещает кинопроизводству в ближайшие годы, внушает страх», — резюмирует он.

Кстати о Кубрике. Легендарный и гениальный режиссер-новатор удостоился “Оскара” лишь единожды в жизни. И то это была награда за лучшие визуальные эффекты в картине “2001 год: Космическая одиссея”. Случилось это в 1969 году.

https://www.youtube.com/watch?v=jT4xq46iNiQ
Поделиться: