С вопросами интеллектуальной собственности сегодня сталкиваются миллионы людей. Многие из нас нет-нет да получали «страйк» за использованную музыку или чужую фотографию в соцсетях. А уж сколько скандалов мы наблюдаем, когда певцы, авторы и продюсеры делят права на музыку! Сегодня юрист Нурдаулет Бекжан рассказывает нам о том, как не попасть впросак касательно авторских прав, а также разъясняет, на что мы имеем право, используя свою интеллектуальную собственность.

Простота хуже воровства. Юрист Нурдаулет Бекжан об авторских правах в Казахстане и низкой грамотности населения

Нурдаулет, сегодня в век YouTube, TikTok многие сталкиваются с вопросом соблюдения авторских прав, когда постят видео, прикрепляют музыку – это практикуют миллионы людей по всему миру. В связи с этим вопрос: насколько труднее стало соблюдать в последнее время авторское право у нас в стране?

С развитием цифровых технологий, интернета, социальных сетей соблюдать авторское право, конечно, стало тяжелее. Но чаще это в силу правовой неграмотности населения. Люди полагают, что в Гугле ты нашел картинку, и поскольку она в свободном доступе, ты можешь ее скачать и где угодно использовать. Сделать из этой картинки рекламный баннер своей компании, выставить у себя это в социальных сетях или в коммерческой деятельности. Главное, что нужно сегодня всем запомнить: все, что касается тех или иных изображений, аудио, видео, которые используются в коммерческих целях без подписанного соответствующего соглашения, это уже считается нарушением авторских прав.

Как это избежать? Вот условно говоря. На конкретных примерах. И в чем чаще всего заключается нарушения авторских прав?

В основном все нарушения авторских прав упираются в ту или иную коммерциализацию. Например, какая-то гостиница, которая у себя разместила картину художника. То есть просто сделала интерьер, дабы в нем было уютно – вроде бы само собой разумеющаяся мера для обеспечения атмосферы и комфорта. Без всякой задней мысли. Но отель является коммерческой деятельностью, то есть чужие картины используют для того, чтобы гостиница стала уютнее и в ней селилось больше людей. То есть идет зарабатывание денег, а использование картины для этого как раз и является нарушением авторских прав.

Если та же самая картина используется для своего личного пользования, то есть ты просто распечатал картину и повесил себе в спальню, это уже не является нарушением авторских прав, чаще всего. Во-первых, потому что во многих случаях закон позволяет для личного пользования те или иные объекты использовать. Во-вторых, это не является коммерческой деятельностью. И в-третьих, это тяжело выявить. Вряд ли кто-нибудь узнает, что висит у вас в спальне. Или, например, на уроке в школе или вузе. Никто не спросит с вас за использованное фото, которое вы взяли для иллюстрации своей лекции.

Просто людям надо запомнить одно. Не бывает объекта без авторских прав, не бывает объектов свободных от авторских прав.


Обязательно у каждого объекта есть какой-то автор, какой-то правообладатель.


Просто существуют такие сервисы, которые распространяют картинки, аудио или видео. Люди за них платят по подписке, платформы потом распределяют эти деньги между авторами. Или разово у авторов выкупают эти картинки, а потом распространяют. Но опять-таки они являются правообладателями, а какой-то человек является автором. Авторское право есть на все.

Если взять музыку. Например, хиты и шлягеры 60-х 90-х годов, чьи авторы еще живы, или живы их родственники. Они сами вправе устанавливать размер отчислений или нет?

Да, это полностью волеизъявление самого автора, то есть свобода воли. И автор может установить любой гонорар за использование своей музыки. Если дело касается каких-то спорных моментов, судебного процесса, там, конечно, берется среднее с его контрактов. Сколько ему обычно платят за использование его музыки. И примерно в такой стоимости будет взыскиваться компенсация. Но если это какие-то договорные отношения, с какой-то платформой, или на каком-то концерте, то там автор вправе любую стоимость указать, на которую согласится его контрагент.

А какие-нибудь можете кейсы вспомнить по этому случаю?

Было несколько примеров, когда наши композиторы старшего поколения в Казахстане хотели размещаться на наших новых платформах, как Яндекс музыка, ITunes, Spotify. Это известные наши композиторы, и они просили сопроводить их контракты с этими музыкальными платформами. В итоге по моей рекомендации они обратились к дистрибьюторскому агентству. То есть эти агентства в основном из Европы. Ты им высылаешь музыкальные файлы, описание к ним музыки и текста. И они уже сами их загружают на все известные платформы. Соответственно берут небольшую комиссию за свою работу. Это делается через дистрибьюторов. И, соответственно, контракты и с дистрибьюторами и с музыкальными платформами нужно, чтобы сопровождал опытный специалист. Чтобы потом не оказаться в минусе, не попасть впросак.

Многие путаются, в частности, по вопросам классической музыки или мелодий начала ХХ века. Как быть со сроком давности авторских прав на музыку?

Могу даже процитировать точный закон.


«Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей». 


И в этой статье есть определенные исключения.

После окончания этого срока объект становится общественным достоянием и может свободно использоваться любым человеком без выплаты авторского вознаграждения.

Есть неимущественные права автора, такие как право на имя. И, соответственно, имя автора бессрочно. Никто не может переоформить авторство на себя, даже если это не принесет ему финансовых выгод. Допустим, если взять картину Леонардо да Винчи. Есть его картины, и он является их автором бессрочным. Никто не может через 60 или 70 лет присвоить себе его авторство и сказать, что автор он. Единственное, что имущественные права часто теряются. Особенно, если никому не передаются. То есть если вдруг имущественные права при жизни автора не были кому-то переданы, они переходят по наследству и т.д. Есть права, на которые, как говорится, не найти концов. И спустя 70 лет они уже становятся общественным достоянием. Или передаются наследникам, и те предоставляют на них права по своему усмотрению.

Поговорим о Ютубе. Многие стали жаловаться, что раньше там можно было чуть ли не все, а теперь чуть ли не за каждое цитирование видео- или музыкального фрагмента можно получить «страйк».

Правильно, потому что конечным лицом, нарушающим авторские права, выступала сама социальная сеть Ютуб, и все претензии приходили к ней. Соответственно, она на это же должна как-то реагировать. Она не может бесконечно выплачивать штрафы и блокировать контент. Сейчас использованный трек, как правило, официально высвечивается отдельной строкой под видео. Опять же, если использование этой музыки разрешено. Это всё правоприменительная практика. Как она работает в действии. То есть открылся Ютуб, все начали нарушать права друг друга. Соответственно, за этим никнеймом ты не выловишь, что за человек, что за пользователь твои права нарушил. И что делают сами авторы, правообладатели? Они подают в суд на саму социальную сеть. Что это вы разместили, вы разрешили. Те выплачивают огромные штрафы, компенсации и удаляют контент. Со временем в защиту прав интеллектуальной собственности внесли корректировки и ужесточили правила. Внесли целые разделы в пользовательское соглашение именно по защите авторских прав. И там прописывают в пользовательском соглашении, что можно и что нельзя. И когда, например, композитор или певец заводит свой канал, он тоже подписывает на правах автора то, на что он соглашается, пользуясь Ютубом. Там прописана временная передача прав Ютубу, авторское вознаграждение за использование музыки и другие подробности.

Соглашение действует до тех пор, пока у тебя там есть аккаунт, и ты им пользуешься. Раз ты пользуешься Ютубом, ты соглашаешься на их правила. И получается, что там прописаны моменты, что другие пользователи имеют право твое видео комментировать, ставить лайки, дизлайки, плюс они имеют право его репостнуть.

И обратите внимание, музыка сейчас уже редко заглушается, как это было еще несколько лет назад. Нашли систему взаимодействий с авторами. Им идут отчисления с показов рекламы в ютубе. Так что не жалуйтесь на навязчивую рекламу там: благодаря ей вы можете на законных основаниях использовать музыку, а авторы могут получить вознаграждение.

Еще часто возникают споры, особенно на постсоветском пространстве, певец – он же автор песни, соавтор песни, имеет ли он права? Часто продюсеры при конфликтах угрожают запретом исполнять произведения. Законно ли это?


Песню надо раскладывать на составляющие. Есть композитор, есть автор слов и исполнитель.


По идее они в совокупности втроем являются авторами. У нас по закону они не разграничиваются. На моменте создания музыкального произведения нужно письменно договариваться. Ты кому-то текст заказал, подпиши с ним соглашение. Уже у автора текста не будет никаких претензий.

И если ты продюсер, ты еще и с певца возьми обязательство: мол, я исполню, я запишусь. И если ты со всех взял соглашение, ты как продюсер владеешь правами. И как ты бумагу подписал, так она и будет работать. Срок исковой давности три года. Когда певцу еще можно сказать, что продюсер меня припугнул, ввел в заблуждение и т.п. Потом шансов уже нет. А если ты согласился на условия, то уже не возникай и выполняй.

Потому что очень часто бывает на лейблах, у продюсерских центров бывают споры. Они подписали контракт на 10 лет или на 20 лет. Человек молодой на радостях всё это подписывает, ему деньги платят, которых он в жизни не видел. Проходит пять лет, он уже востребованный артист, крутой, везде ездит. И он забывает о том, что-контракт-то на 10 лет. И начинает это не хочу, то не хочу. Продюсеры говорят: ты это подписывал, тебя устраивало. То, что через 5 лет не устраивает, это же не мы виноваты.

Вы в начале нашей беседы упомянули тему низкой правовой грамотности нашего населения. Скажите, были ли у вас в практике случаи судебных процессов, основанных на вот этой самой правовой безграмотности, когда не удавалось защитить свои авторские права?

Да, было, очень много. Самые распространенные ошибки, если касательно бизнеса говорить, коммерции, то это использование чужого товарного знака, торговой марки. И получается использование чужих фотографий. Это самые распространенные случаи, на мой взгляд, которые присутствуют у нас в Казахстане.

У меня в практике был случай такой. С сетью ресторанов «Ланчжоу». Они тогда только открывались в Алматы. У них были первые три ресторана. Только начали распространяться. Я занимался их делами. И тогда в Шымкенте было три похожих ресторана, кафе, которые открылись под похожими названиями. С таким же меню, с таким же интерьером. В итоге все три дела были выиграны полностью. С выплатой компенсации, с уничтожением всех вывесок. То есть они даже использовали у себя в социальных сетях фотографии нашего «Ланчжоу», который делал фотосессию для себя. Они использовали у себя в соцсетях и даже использовали их фирменную посуду, на которой было написано «Ланчжоу». Хотя они эту посуду делают на заказ.

Как, кстати, вот это все фиксировать для ресторанов? То есть понятно: написал пьесу, роман, нарисовал картину. Это еще более или менее. В Минюст ты подаешь заявку, тебе выписывается патент. А как быть с более сложными процессами?

Вот здесь момент правовой грамотности.


Если не знаете, обращайтесь к юристам – они помогут все зафиксировать.


Если вы решите сэкономить, то потом в случае мошенничества и воровства идей, вы не сможете защитить свои права.

Первое – это нужно зарегистрировать свой товарный знак в КазНИИС – национальный институт интеллектуальной собственности (теперь заявки отдаются туда, а не в минюст). Там есть регистрация товарного знака, она делается семь месяцев. Это не быстрый процесс. Но после регистрации товарного знака вы можете быть уверенными, что на территории Республики Казахстан другого подобного заведения не откроется. В вашей сфере. Потому что делится еще на сферы. То есть ты можешь зарегистрировать товарный знак в определенном классе. Например, товарные услуги, кафе, рестораны, еще что-то. Если какая-то другая компания откроется с этим наименованием, но она производит пиво или там, например, мебель, то это уже не считается нарушением авторских прав. Потому что они работают в другой сфере.

Важен фирменный стиль – шрифт на вывесках и бейджах, сама фирменная одежда, фирменные цвета. Это все нужно фиксировать с помощью фотосессий и бренд-бука.  

Если вы увидели нарушение авторских прав в каком-то кафе, то проще всего сделать контрольную закупку – поесть в этом кафе, получить чек, где есть БИН этого ТОО или ИП, и ты будешь знать на кого жаловаться. Если ты увидел нарушение в соцсетях, то важно зафиксировать это все при помощи нотариуса. Он знает этот механизм обеспечения доказательств.

Насколько затратно оформлять авторские?

Есть дорогие объекты – такие как патенты на изобретения, промышленные образцы, полезные модели. Подача заявки на них довольно дорогая – с услугами юриста будет дороже тысячи долларов. Авторские права — они подешевле. Например, роман, книгу можно за 30-50 тысяч зарегистрировать. Они легко регистрируются. Но при подаче заявки много нюансов, в которых обычный человек вряд ли разберется. Прикрепить правильно документы, заполнить заявку без ошибок. Там даже отказы приходят, если вы где-то неправильно ввели свой адрес. Где-то область не написали, где-то написание в двух местах различается. А эти мелочи важны, так как информация попадает в национальный реестр, плюс есть обмен данными в ВОИС, и ваши права будут иметь силу и за рубежом.

В заключение нашей беседы могу напомнить старое непреложное правило, когда начинаете новое дело, договаривайтесь на берегу, письменно. Это истина касается не только авторских прав.


Беседовал Константин КОЗЛОВ

Поделиться: