На днях ассоциация голливудских кинокритиков (Hollywood Critics Association — HCA) в шестой раз вручила в Беверли Хиллз свои призы лучшим киноработам года. Премия не номер один в мире, но она старательно пытается высветить вполне заслуженные работы, которые игнорируют более маститые церемонии. Среди неожиданных победителей впервые фильм из Индии «RRR». Роман Райфельд рассказывает о киноленте и ее самом ярком эпизоде, обеспечившем фильму номинацию на «Оскар».

«RRR»: фильм о том, как победить колониализм плясками
Источник фото

Если отвлечься от главного триумфатора церемонии – «Все везде и сразу» (6 призов — вот тут HCA не оригинальна), то на первый план выходит картина «RRR» («Рядом ревет революция», 4 награды плюс еще одна почетная). Это небывалый для индусов мировой киноуспех. Среди прочих триумфантов вечера — коротко — Брендон Фрейзер («Лучший актер», «Кит»), Гэбриел ЛаБелль («Восходящая звезда», «Фабельманы»), Анжела Бассет («Лучшая актриса второго плана», «Черная пантера: Ваканда навеки»), «Достать ножи: Стеклянная луковица» («Лучшая комедия»), «Пиноккио Гильермо дель Торо» («Лучший анимационный фильм»), «Черный телефон» («Лучший фильм ужасов») и Дженни Слейт («Лучшая озвучка», «Марсель, ракушка в ботинках»). К слову, «Марсель…» — удивительный и совсем необычный полнометражный мультфильм – одержал победу в номинации «Лучший независимый фильм».

https://www.youtube.com/watch?v=k98Afd7Nf3Y

Итак, к «RRR». Индийский кинематограф впервые за многие годы произвел такой фурор в мире. Картину «Миллионер из трущоб», которая с 8 «Оскарами» могла бы служить неплохим примером аналогичного успеха, нельзя назвать индийской. Ее режиссировал английский режиссер Денни Бойл, и фильм является всецело британским продуктом. Единственный момент, связывающий его с Индией, также получивший «Оскара» саундтрек Аллы Ракхи Рахмана. К слову, старший брат наград голливудских кинокритиков удостоил индусов из «RRR» только одной (пусть и впервые) номинацией – песенной.

https://www.youtube.com/watch?v=AVVO3Yat_Bw

Картина выиграла «Лучшие трюки», «Лучший иностранный фильм», «Лучшая песня», «Лучший экшн» и почетную награду «В центре внимания». В ее синопсисе предпринятая режиссером Срисайла Шри Раджамули фантазия на тему: а что было бы, если бы два супергероя индийской борьбы за независимость 20-х гг. прошлого века встретились (чего никогда не было в реальности). Воин-борец Комарам Бхим и служащий в британской полиции индус Аллури Ситарама Раджу сначала антагонисты, но в конце концов становятся друзьями. То есть исторического в фантазийном эпосе мало, и создатель этого не скрывает. Картина снята не на хинди, она появилась на свет в третьем центре индийского кинематографа — южном штате Телинган, где производят картины не на хинди, а на языке телугу. Этот центр часто назвают «Толливуд», но Раджамули эта терминология не нравится: так назвать, по его мнению, значит дать знать, что там снимают дешевые подделки под Голливуд.

В картине с бюджетом около 45 миллионов долларов множество гипербол (один только эпизод рычания одного из протагонистов на тигра чего стоит) и невероятных музыкально-танцевальных номеров. Уже, казалось бы, ко всему мы привыкли в индийском кино, но когда песни и танцы вплетаются в канву как бы основанного на историческом материале произведения, зритель если не входит в транс, то испытывает недоумение. Поначалу. А потом его просто пленяет одна из самых главных и массовых дэнс-сцен, отсылающих зрителя в эпоху расцвета мюзиклов голливудской студии MGM. Речь о номере «Naatu Naatu». Режиссер одной из главных своих целей ставил сделать музыкальный номер продолжением действия, а не интермедией, прерывающей нарратив на время. И ему, похоже, это удалось. На примере «Naatu Naatu» заметно, что в эпизоде вся квинтэссенция соперничества Рама и Бхима. Кроме того, в определенный момент они объединяются и выступают против англичанина, который собирается изгнать их с чисто британского пикника. Оба синхронно выплясывают от души, не забывая улыбаться восхищенным индусами британским леди. Массовость сцене придают толпы парней и девушек, гостей пикника, которые пытаются повторять движения танца за главными героями.

Вся сцена пикника англичан снималась уже в самом конце съемочного периода фильма в Мариинском дворце в Киеве за несколько месяцев до вторжения. Двухэтажный дворец стоит на берегу Днепра и является резиденцией президента Украины, где проводятся официальные церемонии. Он был построен в 1752 году по заказу русской императрицы и проекту нанятого ей архитектора Растрелли. Постановку танца делал хореограф Прем Ракшит. Именно ему принадлежит заслуга превращения зажигательной пляски с бешенным ритмом в вирусный феномен. Все движения нанизываются на аналогичный принятому в джиге шагу крючком с многочисленными движениями рук и ног в обратном направлении. Именно эта фишка и породила такое количество подражательских видео в ТикТоке. Сообщу циникам, безгранично верующим в технологии, что, несмотря на головокружительный темп и синхронность, создатели уверяют: танец не был искусственно ускорен или как-то иначе изменен на постпродакшене. Синхронизированные повороты голов и ног солистов и, конечно, введение в канву сцены подтяжек сделали танец шедевральным. Подтяжки, кстати, появились прямо на съемочной площадке. Изначально герои приходили на пикник в плащах. Но выяснилось, что эта одежда крадет у номера всю прелесть, скрывает движения, вот Ракшит и решил ввести подтяжки.

Автор «Naatu Naatu» композитор М.М. Киравани сравнил саунд своего произведения с традиционными народными песнями, которые исполняются в деревнях. Именно поэтому для композиции он выбрал такой сложный и разухабистый размер 6/8. В записи использовалось более 8 даффов, индийских кожанных барабанов. Любопытно, что, несмотря на взрывной характер произведения, Киравани больше известен в Индии своими душевными балладами. Композитор — человек скромный, и он считает, что основная заслуга в успехе «Naatu Naatu» принадлежит хореографии Ракшита. Ну и наконец главный вопрос: что такое «naatu»? Автор созданного буквально за час текста песни Чандробоуз пояснил в интервью, что «Naatu означает сырой, деревенский». И по ходу эпизода актеры взбивают пыль таким столбом, что не остается никаких сомнений — это аутентично сельское. «Naatu означает «что-то наше, наша собственная культура»» и задача была перенести это местное на глобальную платформу», — поясняет Киравани. В общем, как бы забавно ни звучало, но в фильме Бхим и Рам – никогда не встречавшиеся в жизни герои индийского сопротивления – побеждают своих колониальных угнетателей с помощью танцевальных па. 12 марта на церемонии «Оскар» номер попытаются воспроизвести на сцене. Будем смотреть!

https://www.youtube.com/watch?v=_vktceH8ZA0
Поделиться: