Esquire рассказывает, насколько успешными оказались сиквелы в казахском кино, и анонсирует новые продолжения отечественных фильмов.

В октябре в казахстанский прокат может выйти фильм «Волшебная тюбетейка Тайлака», который с 2015 года изредка всплывал в новостях под рабочим названием «Ангел в тюбетейке 2».

Редактор Esquire Ольга Малышева посмотрела черновую версию «Тюбетейки», испытала боль и решила подсчитать, сколько приличных сиквелов на казахские фильмы выходило на экраны кинотеатров. Спойлер: совсем чуть-чуть.

«Волшебная тюбетейка Тайлака», спродюсированная экс-депутатом алматинского маслихата Кусманом Шалабаевым и снятая кыргызским режиссером Найзабеком Садыковым, выглядит подделкой под кино. И пятьдесят лет назад созданный фильм «Ангел в тюбетейке» Шакена Айманова смотрится более современным, нежели его «сиквел».

По факту, продолжение истории Тайлака связано с классикой «Казахфильма» лишь косвенно и никакого прямого отношения к оригиналу не имеет, за исключением исполнителя главной роли Алимгазы Райнбекова. Его персонаж какими-то судьбами превратился в типичного сельского аташку (а в оригинале, напомню, был перспективным ученым) и вместе со своей апашкой, той самой Айшой, не мыслит жизни без того, чтобы отгулять свадьбу внука. В итоге мораль фильма Айманова переворачивается с ног на голову, картина приобретает домостроевский тон, и это еще без оглядки на ее исключительно низкое качество – начиная от отсутствия логики в сценарии и заканчивая дешевенькими эффектами на титрах.

Однако снимать сиквелы классики казахского кино – пока не в культуре отечественных фильммейкеров. Чаще режиссеры и продюсеры, вдохновленные сборами, создают продолжение собственных картин.

Так, пионером стала Баян Алагузова (тогда еще Есентаева), выпустившая в 2010 году фильм «Коктейль для звезды», а в 2011 – «Коктейль для звезды 2». Первая часть истории Молдир (в главной роли – певица Молдир Ауельбекова) стала едва не главным в истории казахстаснкого кино ромкомом, вторую часть зритель принял уже прохладно. Но благодаря «Коктейлям» в большое кино пришли два теперь уже сверхпопулярных режиссера – Аскар Узабаев и Жасулан Пошанов.

           

Акан Сатаев, создатель первого в Казахстане коммерчески успешного фильма «Рэкетир», снял сиквел только через восемь лет после выхода оригинала. Повторного успеха не вышло: публике в 2015 году бандитская романтика была уже гораздо менее интересна, нежели в середине нулевых. Кроме этого, в продолжении истории Саяна зрители усмотрели массу неточностей.

Удачнее сложилась судьба дилогии «Келинка Сабина» и «Келинка Сабина 2», вышедшие в прокат с разницей в два года. Первый фильм официально побил рекорд «Рэкетира» в прокате, второй – за первый уикенд в кинотеатрах собрал даже больше оригинала, но не стоит забывать о девальвации тенге, которая случилась в аккурат между «Келинками», так что заработать Нуртасу Адамбаю хоть и удалось, но не так много, как в случае с дебютом.

Удержал планку и другой КВНщик, Нурлан Коянбаев, спродюсировавший комедию «Бизнес по-казахски» и ее сиквел «Бизнес по-казахски в Америке». Вторая часть фильма выходила уже в самый разгар прокатного бума, когда казахстанских фильмов в кинотеатрах стало так много, что они физически потеряли возможность хорошо зарабатывать на сборах. Но юмор в обеих лентах приличный, сняты они качественно, и этот тот случай, когда за кино не стыдно ни создателям, ни сидящем в кинозале зрителям.

Сиквелом можно считать и «Ең сұлу» Канагата Мустафина, где действующие лица те же, что в его фильме «16 қыз». В прокат фильм вышел в мае этого года, но заметным событием стать не смог. Впрочем, и первая часть запомнилась не столько приключениями героев Берика Айтжанова и Аши Матай, сколько саундтреком – песней «16 қыз» группы «Дос Мукасан» в перепевке Кайрата Нуртаса.

На ближайший год у казахстанских кинематографистов тоже есть планы на съемку продолжений. Так, продюсер фильма «Брат или брак», самого кассового за прошлый год, Куралай Анарбекова анонсировала сиквел. Загвоздка в том, что небывалые сборы комедии с самой Анарбековой в главной роли выглядят парадоксальными: «Брат или брак» точно не смотрится лучше десятков других прошлогодних комедий, а в чем секрет его популярности, слабо понимает даже съемочная группа. Возможно, сиквел расставит все по своим местам.

Асель Садвакасова и Аскар Узабаев планируют новую часть фильма «Келинка тоже человек» — эта комедия стала лидером по количеству номинаций на казахстанскую кинопремию «Выбор критиков» в 2018 году (получила, правда, только одну – за лучшую женскую роль второго плана актрисе Данагуль Темирсултановой).

Баян Алагузова тоже занята новым сиквелом: она закончила съемки продолжения фильма, в котором состоялся ее дебют в кино – «Станции любви». Вместе с ней спустя двадцать пять лет на экраны вернутся исполнители главных мужских ролей Кубанычбек Адылов и Бопеш Жандаев, а сам фильм получит название «Станция судьбы».

Случайных встреч не бывает… #станциясудьбы

Публикация от Bayan Maxatkyzy Alaguzova (@bayanmaxatkyzy)

И добавлю, что казахстанского зрителя традиционно будут ждать в прокате продолжения эпопей: «Пути лидера» и «Казахского ханства». Зритель, правда, в свою очередь, не особенно их ждет.


Записала Ольга Малышева

Иллюстрации: фото tengrinews.kz; кадры и промо к фильмам