Сесть на классическую диету

Пианист Арман Тлеубергенов рассказал Esquire о том, с каких произведений можно начать знакомство с классической музыкой, если до этого вы слушали только рок, техно и другие современные стили.

Сесть на классическую диету 1

В силу специфики моей профессиональной деятельности я не могу похвастать абсолютным знанием современной массовой музыкальной культуры. Но на своем личном опыте знаю, что любители и подлинные ценители рока или джаза все равно приходят к осознанию необходимости причаститься к святая святых музыкальной сферы – к классике. Как мне представляется, этот переход не должен быть стрессовым и может совершаться плавно, без лишних резких виражей.

Например, если вы были фанатом шансона (простите, но понимание концепта «русский шансон» как-то не укладывается в моей иерархии музыкальных ценностей), то, беря во внимание слезливо-истеричную природу данного жанра, я бы посоветовал начинать исподволь, с лучших образцов так называемого «жестокого романса». Один из эталонных образцов романсовой лирики, на мой взгляд, творчество Изабеллы Юрьевой. Прекрасно звучат романсы в записях Николая Сличенко… Наслушаетесь, привыкнете к классической схеме музыкального мышления, а там, глядишь, и Вивальди с Бахом сможете наслаждаться. Конечно, переход должен быть максимально безболезненным – ни в коем случае не слушайте «Очи черные» после выдающихся, рвущих душу образцов тюремной лирики. Да, и романсы из фильма «Жестокий романс» тоже не сразу принимайте. Это не лекарство, это шедевр, и все музыкальные эпизоды там тоже шедевральны, могут оказать слишком глубокое впечатление на изнеженную массовым ширпотребом душу.

Поклонники джаза, особенно высокого, вам не стоит беспокоиться. Вы и так находитесь в сфере классической, хоть и немного расширенной. Начните с Гершвина, регтаймов Скотта Джоплина. Мало кто знает, но даже Рахманинов и Стравинский одно время творили в этом направлении. Но джазовые веяния в музыке Рахманинова адаптированы к слуху академическому, а джаз Стравинского даже в контексте джазовых новаций является революцией. Поэтому не рекомендую новичкам… В конце концов, джазовые этюды Николая Капустина тоже являются действенной помощью в ситуации столь кардинального переориентирования. На мой взгляд, выдающиеся представители джаза – классики, причем реально замечательные музыканты, мастерство которых является прямым результатом всей истории музыкального искусства.

Если вы всегда слушали этническую музыку, то вам не стоит и перестраиваться. Традиционное искусство – достояние веков, оно всегда современно, а вневременная актуальность и есть признак классики. Поэтому я всегда удивляюсь, почему на концертах народников яблоку негде упасть, а на исполнении Моцарта в зале всего 17 человек. Люди-люди, классика универсальна и архетипична! Если вы в состоянии кайфануть от Асета или Курмангазы, вам и Бетховен будет по зубам. Я сам видел, как выдающиеся пианисты современности не могли выразить словами восторг, охвативший их от исполнения великого домбриста Каршиги Ахмедьярова. И еще я был свидетелем, как Ахмедьяров рассуждал об особенностях исполнения Первого фортепианного концерта Чайковского. Это был настолько глубокий анализ, что не каждый пианист смог бы так сказать. То есть поклонникам традиционного искусства академическая классика весьма и весьма доступна.

Что касается любителей рока, здесь все обстоит не так печально, но и не однозначно. В мире полно музыкантов, деятельность которых связана со смешением разных стилей и типов мышления. Например, широко известна музыка группы ELP, в которой мастерски подана классика в рок-оформлении. Или барокко-рок, барокко-поп, неплохо начать с приобщения к радующему слух общественности творчества британской группы The Zombies. И далее – барокко,  изыски венской классической школы, европейский романтизм. Главное, чтобы передозировки не было, а то можно убить вкус к классике на самом начальном этапе.

Сесть на классическую диету 2

Техно-музыка большей частью представляет собой главным образом тип инструментального мышления. И также она может быть обозначена как ответвление так называемой академической электронной музыки, волновавшая умы таких выдающихся мастеров классического искусства, как Бузони, Жоливе, Мессиан.  В своих не самых лучших образцах техно представляет собой вид клубного фонового сопровождения без особой смысловой нагрузки. Вместе с тем существует множество произведений этого направления, которые вполне могут называться шедеврами – например, творчество выдающегося академического пианиста-универсала Франческо Тристано. Если вы в состоянии слушать и получать истинное наслаждение от музыки такого уровня, то можно вас поздравить с весьма хорошим вкусом, так как вы вполне адаптированы к подлинной классике. Есть смысл рискнуть и послушать фрагмент нашествия Ленинградской симфонии  Шостаковича. Также можно начинать с произведений композиторов 20 века, созданных в рамках урбанистической эстетики.

Перестроиться с попсы на классику очень сложно. Из личного опыта у меня сложилось стойкое убеждение, что практически невозможно излечиться от попсы. В нынешних условиях абсолютной вседозволенности, наверх всплывает все, что угодно, были бы деньги. Качество массового искусства резко упало, и вряд ли когда-нибудь восстановится. Ну что можно предпринять? Наверное, простейшие образцы вокальных миниатюр для начала. Достаточно действенным, как мне кажется, будет обращение к этническому искусству, главное – найти более-менее нормальную интерпретацию, без пошлости и фальшивой стилизации. А затем можно переходить к романсовой лирике, а в будущем, если все срастется без крови и боли, даже возможно постижение инструментальной классики и, вы не поверите, шедевров оперного искусства.

Что касается качества исполнения классики, особенно в непростой переходный к академизму период, то я убежден, что слушать следует только и только лучшие примеры исполнения. В мире классики в последнее время, как в других сферах музыкальной жизни, развелось очень много записей весьма сомнительного качества. Как мне кажется, в первое время, пока вкусы не устоялись и окончательно не определились, лучше слушать исполнителей старшего поколения, так как их популярность является результатом подлинного признания, благодаря их высочайшему мастерству. Имена Рихтера, Гульда, Аргерих, Хейфеца, Гутман, Ростроповича известны каждому профессионалу и любителю подлинно прекрасного. Этих имен великое множество, и я уверен, что каждый, кто захочет в полной мере насладиться хорошей музыкой, найдет для себя наиболее подходящий ему вариант исполнения.

Безусловно, каждый волен выбирать свои пути роста или же оставаться на тех же позициях. Наверное, все-таки приобщение к классике – дело добровольное, и главное здесь – вовремя понять и захотеть, и тогда точно, как обещает весьма популярная и влияющая на формирование массового культурного облика одна радиостанция, все будет хорошо.