Сможет ли государственное телевидение Казахстана вернуть доверие зрителя?

10 января 2018 года в руководстве государственных телевизионных каналов произошли перестановки. Директором телеканала «Хабар» назначен Ерлан Игисинов (бывший до этого заместителем директора телеканала). Сандугаш Рахимжанову (возглавлявшую «Хабар») назначили главой телеканала Kazakh TV. Подобные рокировки всегда рождают трепетные надежды: а вдруг теперь телевидение Казахстана переродится и станет самым популярным в Евразии? Так каким же путем будет развиваться государственное телевидение Казахстана, — размышляют эксперты Esquire.kz.

Смотреть нельзя выключить

Денис Кривошеев, экономический обозреватель:
— Все перестановки на государственном телевидении, за исключением редких случаев, можно отнести к известным играм в «квартет». Кто бы куда ни сел, результаты весьма сомнительны. В первую очередь потому, что никакой ответственности медиа-менеджеры (кроме как перед политическими кураторами) не несут. Для них не имеют значения рейтинги, интересы зрителей, у них очень узкий круг целевой аудитории, которую они знают поименно.
Настоящее ТВ — это борьба за зрителя, за каждый контакт, потому что именно за него платят сегодня, а если за все платит бюджет, то ему и следует нравиться. [locked-content]Так новости из актуальных становятся пропагандистскими, острые социальные темы исчезают, а на их место приходят в лучшем случае концерты. Яркие ведущие и журналисты заменяются бесцветными однодневками, чья цель проскочить этап становления в тепле и уйти на хлебные должности пресс-секретарей.
Представьте себе директора коммерческой компании, у которого нет цели сделать предприятие прибыльным, ну или хотя бы создать потенциально успешный продукт? Перед менеджерами государственных каналов такой задачи не стоит. Более того, чтобы «не дразнить гусей», решено было и вовсе отказаться от рекламы, чтобы не было претензий, но ведь сути это не меняет. Пусть нет рекламы, но зрителей же больше не становится. Деньги тратятся впустую, просто теперь без шанса замерить эффективность.
Я много лет в профессии и большую часть звезд и в журналистике, и в менеджменте знаю лично, но от перемены в рядах руководителей госСМИ, не жду перемен в самих СМИ.

Смотреть нельзя выключить

Дмитрий Бациев, журналист, продюсер: «Телевидение должно быть народным!»
— Телевидение Казахстана эволюционировать будет в любом раскладе. Другой вопрос, в какую сторону эта эволюция пойдет. В проблеме развития ТВ я вижу здесь три аспекта. Первый – это оболочка, телевизионная обертка. Простите, за избитые слова, но в пресловутый «век компьютерных технологий», картинка на экране не может быть серой и непривлекательной, на уровне 90-х годов прошлого века. Посмотрите, какими гигантскими шагами движется кино. Сегодня с помощью «цифровой реальности» можно воссоздать атмосферу любого уголка мыслимой и немыслимой вселенной, эпохи и образа. И на телевидении пришло время ярких дизайнерских решений, которое мы наблюдаем, увы, не на казахстанских каналах.
Второй аспект – это пути и способы подачи телевизионного продукта. Я говорю об интернете. Сегодняшнее ТВ во всем мире все больше сращивается с Сетью, а часто вообще полностью уходит в нее. Но пугаться того, что люди забудут свой любимый «телеящик» и предпочтут ему мониторы компьютера или дисплеи гаджетов, не стоит. Наоборот, нужно воспринимать такое слияние, как дар свыше, потому что интернет-телевидение – это новые возможности. Это не только удобство для зрителя, который отныне не привязан к программе передач, а может сам выбирать, в какое время ему смотреть ту или иную передачу. Интернет-ТВ – это шаг к настоящему сотрудничеству зрителя и телеканала. Это такие вершины интерактивного общения, которые нам и не снились. Например, когда зритель сам становится автором и творцом телепроекта.
Наконец, самый важный аспект – это содержание отечественного телевидения. Конечно, для руководства того или иного телеканала легче, прежде всего, с эконмической точки зрения не заморачиваться изготовлением собственной продукции. Зачем напрягаться, держать штат сотрудников, рисковать? Можно просто купить несколько тех же дешевеньких (с точки зрения и цены, и качества) индийских, корейских, турецких сериалов и «забить» ими весь эфир. Что, собственно , мы и видим. Это ведет к отуплению аудитории, это привело к проникновению на отечественный телерынок зарубежных каналов, которые предлагают оригинальную, но часто чуждую нашему менталитету продукцию. Между тем, в нашей стране очень много умных и креативных режиссеров, продюсеров, сценаристов, которые оказались не у дел.
Думаю, что депутатам и правительству пора принять особый закон, который бы обязал при каждом государственном телеканале иметь общественный совет – так, как сегодня это делают акиматы. Сегодня у народа есть огромная потребность в общественном телевидении. В таком, где общественность могла бы реально влиять на телевизионную политику, а люди смогли бы смотреть вместо низкопробных сериалов качественные телепрограммы.

Смотреть нельзя выключить

Султанбек Султангалиев, политолог:
— На сегодняшний день, на мой взгляд, отечественное казахстанское телевидение влачит довольно жалкое по внутреннему содержанию, существование. С одной стороны – это тяжеловесно свинцовый официоз, с другой стороны — жуткий перекос в сторону элементарной «развлекаловки» состоящей из сериалов, юмористических и музыкальных программ. И на всех каналах без исключения, вымученные низкопрофессиональные телешоу по зарубежным лекалам.
Казахстанское телевидение, по сути, сейчас является составной неотделимой частью сферы той-бизнеса (тот же шоу-бизнес, но с национальными казахстанскими особенностями).
Крайне отрицательным моментом является отсутствие государственной идеологической составляющей в содержании казахстанского телевидения. А причина подобного прискорбного явления лежит на поверхности — в стране до сих пор еще не сформирована уникальная идеологическая концепция, которая смогла бы стать связующим звеном в многонациональном и разноконфессиональном обществе.
На данный момент казахстанское телевидение не является конкурентоспособным в плане зрелищности и не является авторитетным и надежным инструментом проведения государственной внутренней политики. И какими-либо кадровым перестановками в высшем эшелоне телевизионного начальства проблему решить невозможно, да и совершенно не для усовершенствования качества контента такие подвижки совершаются.
Сложно сказать, что ждет в уже недалеком будущем казахстанское телевидение. Конечно же, как гражданину и зрителю хотелось бы увидеть повышение качества выпускаемого продукта, определенную спланированную стратегию самих телеканалов, как по продвижению на информационном рынке, так и в качестве «массового организатора и пропагандиста» традиционных морально-духовных устоев общества, принципов интернационализма и толерантности.

Смотреть нельзя выключить

Евгения Сакенова, телеведущая:
— Телевидение должно быть, в первую очередь, воспитателем. Воспитателем вкуса, интеллекта, хороших манер. Не так давно один фонд социологических исследований провел специальный опрос среди жителей Астаны и Алматы по двум темам. Первая — что бы вы хотели смотреть по телевизору? Ответы распределились так: детские образовательные программы – 64%, документальные фильмы об истории Казахстана – 56%,передачи о здоровье – 47%, прямые эфиры с представителями власти различных уровней – 31%, хорошее старое кино – 28% спортивные программы – 14%. Второй вопрос вытекал из первого: что бы вы не хотели видеть на своём экране? И вот такие ответы: сексуальных сцен – 79%, насилия – 71%, глупых индийских/турецких/корейских/российских сериалов — 62%, телефонных викторин – 53%, отчётов чиновников – 29%, официальных новостей -16%.
Я всегда вспоминаю одну цитату. «…Если бы сегодня концерт симфонической музыки слушали и смотрели по общественному телевидению только 2%, это что — плохо? Какой концертный зал в России может вместить такое количество людей? Причем если сегодня это смотрят 2%, то завтра, в следующем году — 3%, еще через год — 4%».
Так в своё время, в начале 90-х годов 20 века говорил Влад Листьев.[/locked-content]


Записал Андрей Зубов

Иллюстрация

Поделиться: