Stand together

Stand together:
Айдар Джусамбаев и Дмитрий Мусихин

Основатели творческой мастерской Repas – о зарождении граффити в Казахстане, диверсификации их бизнеса и усах Сальвадора Дали.

Дружба дружбой, а табачок врозь. Или все-таки нет? Этот выпуск проекта Grant's Stand together мы посвящаем парням, которые сумели пройти через многое, сохранив дружбу и сделав ее основой большого дела. Их история о том, как желание идти за зовом сердца обязательно приведет к успеху. При наличии, конечно же, таланта, упорства и единомышленников. В следующих пяти эпизодах мы узнаем, как из хобби сделать проект, разросшийся из тусовки любителей граффити в школу, бренд одежды, тату-мастерскую. Знакомьтесь – основатели ведущего граффити-коммьюнити в Казахстане – Айдар Джусамбаев и Дмитрий Мусихин.

Эпизод 1

Как все начиналось

Мировая история граффити развивалась от пещерной живописи и надписей в римских катакомбах до творчества современных звезд жанра – Баскиа, Бэнкси и Шепарда Фэйри. В разное время их работы воспринимались то как акты вандализма, то как настоящие произведения искусства, за которыми гонялись коллекционеры. В Казахстане граффити прижилось с нескольких попыток, и во многом на его развитие повлияло увлечение молодежи хип-хоп-культурой. Тусовка, в которой варились Айдар и Дима, постоянно трансформировалась, и в какой-то момент именно эти парни и их мастерская стали центром притяжения для многих интересующихся уличным искусством в Алматы.

«
Любили то, что делали. И делали то, что любим
»

Эпизод 2

Знакомство и рост

Собственно, увлеченность граффити-культурой и стала причиной знакомства Димы и Айдара. Сейчас об этом смешно вспоминать, но при первой встрече Rekon (никнейм Айдара) не был впечатлен работой и поведением DMN. В то время как последний поглядывал на Реку с уважением – дело меж тем происходило в далеком 2005 году.

О Repas (кто бы мог подумать, что на самом деле это слово «Сапёр», только наоборот) тогда еще не было и речи. Как и о том, что со временем их детище будет разрастаться в нескольких направлениях.

«
Мы устраивали нелегальные покрасы. Собиралось по 30-40 человек
»

Эпизод 3

Сила команды

Даже несмотря на то, что парни не относятся к своему детищу как к работе, это все же бизнес – с различными направлениями, проектами, задачами. И если бы все концентрировалось на одном человеке, пожалуй, мастерской не получалось бы быть настолько гибкой и расти в разных плоскостях. В бесконечном творческом подходе и распределении обязанностей между членами команды и заключается суть Repas.

«
Граффити действует, как трамплин
»

Эпизод 4

Repas и город

Взаимоотношения стрит-арт-художников и города – всегда тема острая. Возникнув как способ самовыражения уличных парней, граффити-движение часто развивалось в нелегальной плоскости. Собственно, до сих пор в США и странах Европы стрит-арт зачастую ассоциируется с неблагополучными районами. В Алматы, как говорят ребята из Repas, это восприятие удалось переломить. И сейчас это звучит невероятным, но даже пресловутые бабульки готовы защищать наших уличных художников от полиции.

«
Людям нравится граффити, потому что оно приобрело новую форму
»

Эпизод 5

Поддержка близких и творческие амбиции

Не секрет, что для любого креативного человека важно, как относятся к его творчеству в первую очередь близкие люди. Важна поддержка родителей, даже когда их дети выбирают, на чей-то взгляд, не самую «стабильную и перспективную» стезю. Но однажды сделанный Айдаром и Димой выбор не заставил разочароваться в них. Поэтому им есть что ответить на вопросы: «Кто вас поддерживал?» и «С кем вы разделили радость успеха?»

«
Я вообще никогда в жизни работать не буду. Я буду рисовать
»
Материал подготовлен при поддержке
Читайте также