Аян Отепберген – актер театра и кино, а с недавних пор еще и режиссер. Зрителям он знаком по телевизионным сериалам и историческим драмам «Томирис», «Казахское ханство», а также его дебютному появлению в «Жаужүрек мың бала». На самом деле перечислять все сферы деятельности Аяна можно долго, не жалея запятых. Поэтому в нашей беседе мы попробовали охватить все, чтобы подсветить его разносторонность и выяснить, где ее корни и что является главной движущей силой творческого человека.

«Творчество – это боль». Аян Отепберген о съемках у Элджея, правильном тайминге и экспериментах с музыкой

В одном из твоих интервью наткнулась на такое описание: немного каскадер, немного спортсмен, немного актер. Я могу этот список дополнить: немного музыкант, режиссер и теперь еще и радиоведущий. Как это сочетается в одном человеке? И что из перечисленного все-таки самое важное?

Конечно, актерство. У меня диплом профессионального актера, я обучался этому девять лет. Остальное просто ответвления, потому что актер должен уметь все. И я, в принципе, люблю все, что касается творчества. Пока только не разбираюсь в живописи, но мне и это интересно.

Получается, талантливый человек талантлив во всем?

Наверное, да. Но не думаю, что есть такой талант «уметь все». У меня, например, нет такого, что я чего-то добился в одной сфере деятельности и, закрывая так называемый гештальт, переключаюсь на другую. Все происходит естественно. Когда нет проектов в кино, занимаюсь музыкой и т.п. Ты не можешь заниматься всем параллельно. Я переключаюсь и фокусируюсь на том, что меня интересует.

Когда и как ты открыл для себя, что талантлив?

Начну с того, что в детстве у нас дома постоянно были гости. Как принято у казахов, все папины братья жили у нас, а они все очень музыкальные, как и мой отец. Помню, как кто-то из них пел, а я в соседней комнате сидел и пытался подобрать второй голос, строил терцию. Мне было лет восемь. Я все это впитывал неосознанно. Наверное, это кровь, это ДНК. У меня не было осознания, что творчество – это мое и что я в какой-то степени талантлив. Я рос в такой среде, для меня это было нормальным. И кстати, поначалу думал, что стану певцом. Но когда узнал, что есть актерское мастерство, которое включает в себя многое, решил стать актером.

До поступления в Академию искусств им. Жургенова, работы в театре, кино и музыке как ты проявлял себя? Как развивался твой талант в детстве?

Я учился в разных городах, поэтому у меня много одноклассников по всему Казахстану. По семейным обстоятельствам я учился и в Шымкенте, и в Таразе, потом в Алматы. Это по-своему мешало мне себя проявлять до конца и достигать чего-либо. Но где бы я ни учился, всегда старался максимально показывать себя с правильной стороны, потому что я единственный сын в семье, у меня есть сестра и сестренка. На мне полтонны надежд. Правильный сын, сын маминой подруги. (Смеется.)

Участвовал в школьных конкурсах, играл в КВН, был ведущим. Это, в принципе, максимально банальная история, потому что каждый может в школе проявлять себя. Я был как все: нормально учился, спорт, секции, был вратарем сборной школы. В районе 16 лет, когда переехал в Алматы, впервые влюбился. Начал чаще слушать музыку, грустить по вечерам… Скатился по учебе. Вместо привычных первых парт меня стали сажать за последние. После девятого класса я решил, что поступлю на актерское. Кстати, было время, когда я чинил машины. Занимался электрической частью – у кого-то колонка сломалась, у кого-то магнитола. У меня был очень контрастный выбор, на кого поступать – на автоэлектрика или на актера. Помню, как приехал в колледж им. Т. Жургенова, открываю дверь и вижу, как ребята репетируют этюды. Это было необходимо для вступительного экзамена. Я тогда первый раз увидел, как человек лает и подумал: «Ничего себе! Прикольно». Так я и остался.

Кто сыграл огромную роль в твоем творческом развитии?

Безусловно, это мои учителя. Они вели меня в верном направлении и благодаря им я рос на правильных произведениях. А вот за то, что попал в кино, конечно, благодарен Акану Сатаеву. Мне в целом очень повезло, что на пути встречались правильные люди.

Что для тебя значит это слово – «талант»? Как ты его чувствуешь?

Талант – это про правильный тайминг, настрой, отсутствие лени, когда есть уверенность в себе и ты понимаешь, что одного таланта мало. Надо постоянно работать, иначе не сдвинешься с места. Считаю, что талант – это больше про труд.

«Творчество – это боль». Аян Отепберген о съемках у Элджея, правильном тайминге и экспериментах с музыкой

Ты ведь недавно дебютировал как режиссер – снял телевизионный сериал «Шыңға шық, шын ғашық». Что значит для тебя эта возможность?

Во-первых, абсолютно разные ощущения, когда ты актер на площадке и когда режиссер. Это два разных мира. Я работаю в кино 10 лет и думал, что знаю хоть что-то про кинопроизводство. Оказалось, что ничего не знаю. К актеру съемочная группа относится очень трепетно, чтобы он ни о чем не думал, был весь в персонаже. Режиссер же контролирует абсолютно все процессы. Там нет места эгоизму, когда актер сосредоточен только на себе. Для меня этот опыт был борьбой с самим собой. Потом с течением дней вник, понял, что это другая кухня. Сейчас же, когда иду как актер на площадку, просто стою молча, потому что понимаю, что там творится. Представь, у тебя через 15 минут заканчивается время на локации, а пока переезжаешь на другую, она может слететь. И ты должен это все как-то решать. Вся группа смотрит на тебя: «А что будем дальше делать?» Я ведь не обучался этому. Не знаешь, что да как, но делаешь вид, что знаешь, что делаешь. Мне помогала находчивость. Потом понял, что в кадре самое важное – это актерская игра. Когда ты выставил классный кадр, камеры у тебя самые дорогие, объективы самые крутые, но если актер слабый, все это не имеет значение. Баян Максатовна меня очень впечатлила. Я не был с ней знаком до проекта, поэтому во время съемок она для меня открылась и как актриса, и как человек. Моментами она поддерживала даже, знаешь. Меня также сильно поддержали такие актеры, как Асан Мажит, Ержан Жарылкасын… в принципе, там много было друзей, которые говорили: «Давай, без проблем у тебя снимусь». Просто хотели поддержать меня хотя бы эпизодом.
Если говорить о сериале, вышло в принципе нормально. Для дебюта уж точно. Но если дальше буду снимать, а я в целом хочу, нужна будет очень большая подготовка. Я понял, почему голливудские режиссеры готовятся к съемкам годами. Очень боялся, что сериал получится провальным. Чтобы ты понимала, на восьмой день съемок я смотрел на YouTube ролик «Как снимать монтажно» (смеется). Понимаешь, я только тогда начал осознавать, что творю. До этого будто ерундой занимался. Еще у нас же материал параллельно монтировался, и монтажер мне говорил: «Брат, ты неправильно снимаешь». Я начал себя гнобить. Похудел, выгорел и был без сил. Колоссальный опыт, я много нового открыл для себя.

Как так получилось, что тебе доверили его снимать?

Мне предложили. Помню, лет шесть назад мне сделали первое предложение снять сериал, я тогда испугался и такой: «Вы чего?» А второй раз мы просто вместе сидели, и я ответил в шутку: «Давай, конечно, сниму». Где-то через неделю мне сообщили, что меня утвердили. Я подумал: «Серьезно?!» Решил попробовать. Никто же меня не убьет за это.  

Как пришел к режиссуре? Когда начал проявлять к этому интерес?

У меня не было интереса вообще. Потому что режиссер для меня это гуру. По сравнению с актером у него интеллект раз в 10 больше. Я почему-то думал, что нет, пока не потяну режиссуру. А потом подумал – пофиг. Один раз живем. Когда мне будет 60 лет, буду вспоминать, что в 30 впервые снял сериал.

И какие планы на этом поприще?

Дальше – больше, посмотрим.

Помимо карьеры в кино ты пишешь песни. Что подпитывает твои тексты? Многие творческие люди говорят, что должен быть какой-то душевный надлом, а когда все хорошо, пишется с трудом. Как у тебя все это работает?

В большей степени творчество – это боль. Кто-то расстается, у кого-то другие жизненные проблемы. Конечно, у меня бывали моменты, когда я тосковал по человеку и переносил эти эмоции в текст. А вообще, я на свою певческую деятельность никогда не смотрел слишком серьезно. Мои тексты чаще пишутся по фану, просто передаю определенный вайб.

А что с твоей музыкой сейчас? Если не ошибаюсь, последний релиз был в 2020 году. Тогда выходил live-альбом At Jangyryq и пара песен.

Я решил пересмотреть свое отношение к музыке и теперь хочу уделять ей больше внимания. Хочу петь не стесняясь. Раньше думал, что я же актер, сыграл на гитаре и ушел. Потом смотрю на свою игру и на некоторых певцов и понимаю, что я делаю это очень даже неплохо. У меня есть грамотность, есть голос – почему бы и нет? Я переживал о том, что кто-то ведь посвящает годы, чтобы отучиться на музыканта. Куда я лезу со своим актерским образованием? А недавно успокоился. Я двигаюсь в творчестве, я же не лезу в нефть, где ничего не соображаю. Думаю, это нормально. 

У меня много невыпущенных песен, потому что я очень самокритичный. А пауза была из-за того, что я снимался. Весь фокус был направлен на материал и съемки. После карантина я хотел много работать и в итоге снялся в сериалах «Бизнесмен» и в двух сезонах «Ақжауын».

После режиссерского дебюта ушел в творческую депрессию, как я говорил, и вот сейчас возвращаюсь потихоньку. У меня наготове три песни. Первым выйдет трек MNBO (Mama, nege bärı osylai), что в переводе означает «Мама, почему все так?». У него синтовое звучание, так что для меня это эксперимент своего рода. Мне очень нравится синти-поп. Интересно, что на текст этой композиции меня вдохновил один казахоязычный телеграм-канал. Однажды наткнулся там на один текст, сохранил его в заметках, а спустя время решил развить в песню.  

В целом очень хочется сочинить песню, которая ассоциативно закрепится у людей, как, например, Empire State Of Mind» Alicia Keys и Jay Z, или «California dreamin’» группы The Mamas & The Papas. Хочу передать новую алматинскую атмосферу.

Как А’Studio?

Да, но там все равно уже старый вайб, я хочу передать новый.

Кстати, а как давно в твоих руках гитара? Когда и как ты научился играть?

Все из-за девушки. В колледже влюбился и решил научиться играть, чтобы обратить на себя внимание. Я добился своего, и мы начали встречаться. Потом она ушла, а гитара осталась.

Кстати, у меня же отец всегда играл, и я постоянно просил его научить меня. Он раз покажет, два покажет, а потом начинал нервничать. Потом я сам за неделю научился. Пальцы все в кровь. Через год сцена: я сижу папе играю. Он перестал гитару брать в руки, потому что я круто играл.

А что сейчас с вашим творческим объединением Balqon? Помню, в прошлом году дали серию концертов в разных городах. Что потом?

Если быть точнее, у нас было творческое пересечение Balqon – Кабанбай батыра и Cейфуллина. Часть ребят жили там, и мы постоянно тусовались у них по вечерам. Пели, играли и в один момент решили просто поехать в какое-нибудь заведение и выступить. Люди приняли нас хорошо. И вот, дальше пошли. А потом, когда нет конкретики, устаешь, это очень энергозатратно. Нас одиннадцать человек. Кто-то женился, у кого-то дети, у кого-то другие планы, и мы решили на время все это приостановить. Тоже много записанного материала, но пока с релизами не торопимся. Если суждено, мы обратно соберемся, если нет – окей. Тут как в отношениях: надо либо расти, либо расходиться.

Пока готовилась к интервью, вспомнила, что ты четыре года назад снимался в главной роли в клипе Элджея «360». Стало интересно, это видео как-то повлияло на твою дальнейшую карьеру? Открылись ли новые двери?

Для меня открытием было знакомство с Максом Шишкиным. Я бы с ним еще поработал. Мне очень понравился его стиль и видение. После съемок мы с ним какое-то время общались, помню, что до карантина он хотел снять фильм, но в итоге проект пришлось заморозить.

После выхода клипа я не почувствовал никакого ажиотажа, потому что меня там не узнать в принципе. А те, кто узнал, спрашивали: «Ты почему женщину бьешь?» Только приколы были среди друзей. Тогда еще я снимался на Украине, потом проект «Томирис», то есть у меня были куда более масштабные проекты, и поэтому клип – ну что тут такого.

«Творчество – это боль». Аян Отепберген о съемках у Элджея, правильном тайминге и экспериментах с музыкой

Такой еще факт о тебе: с 2016 по 2020 год – актер Казахского государственного академического театра драмы имени Мухтара Ауэзова. С 1 декабря 2020 года – актер музыкального театра юного зрителя акимата города Астана. А какие отношения у тебя сейчас с театром?

С театром у меня хорошие отношения. Я по-прежнему работаю в музыкальном театре Астаны, просто взял академический отпуск на неопределенное время. В планах просто продолжать развиваться. Сейчас занимаюсь собой и музыкой.    Стремлюсь к тому, чтобы дать сольный концерт или устроить вайбовый творческий вечер. Я это делал два года назад в Уральске, семь лет назад в Алматы с оркестром… Хочу утвердить для самого себя, что я это могу.

Недавно все СМИ облетела новость, что у тебя появилась девушка. Как, по-твоему, делать выбор – карьера или отношения вовсе не нужно?

Это все обсуждаемые вещи, мне кажется. Нет крайности – либо так, либо так. Важно в начале отношений обсудить и объяснить, чем ты занимаешься. Есть твое, мое и есть наше общее. Если одно коснется другого, будет неправильно. Если человек, которого ты выбрал, будет мешать – это, конечно, минус. Когда у тебя нет настроения, ты не будешь творить. У тебя просто не будет желания. Пока у меня только начало отношений, и пока никто никому не мешает. Но в целом отношения по-любому важнее, чем карьера…

Насколько я знаю, она стилист. Я, честно говоря, думала вы давно встречаетесь и это отчасти ее влияние сказалось, когда ты сменил стиль и стал эдаким фешн-инфлюенсером.

Нет-нет. Один сайт написал, что она мой личный стилист. Мы начали встречаться где-то в сентябре, и тогда она никак не корректировала меня. Но сейчас уже где-то помогает, конечно. Почему бы и нет? А вкус свой. (Смеется.)

Здорово, что ты делаешь видео в стиле фешн-reels на казахском языке, потому что такого контента, насколько я знаю, очень мало. Я прочла в одном из твоих постов, что твоя цель – внести свой вклад в то, чтобы казахский язык был трендовым. В свое время это начали делать Ninety One, и им это удалось. Скажи, чего на твой взгляд сейчас не хватает? Что еще нужно сделать для развития языка? И что зависит от таких талантливых людей, как ты?

Тот пост надо отредактировать, что-то я много на себя взял. Не скажу, что это моя миссия – сделать язык трендовым. Конечно, с возрастом (а мне в апреле исполнится 31) ты чувствуешь язык иначе, больше его ценишь и понимаешь, что это твой культурный код и идентичность. Да, ты можешь петь и играть в кино, говоря на английском или любом другом языке. Но ощущения будут не те. Считаю, что говорить на своем языке – это нормально. В любом формате. Вот, наверное, моя миссия звучит так – просто сделать это нормальным. А что еще сделать для развития? Не хватает простых бытовых мелочей. Например, чтобы на дверях вывески «На себя» и «От себя» были на казахском. Человек будет это постоянно видеть и запоминать. Все начинается с мелочей.

Если посмотреть на твою фильмографию, какую роль, на твой взгляд, ты сыграл вот прям талантливо?

Одни из моих любимых фильмов — это «Гладиатор» и «Троя». Особенно мне запал образ Ахиллеса в исполнении Бреда Питта. Я люблю исторические фильмы, и когда-то я мечтал сыграть какого-нибудь батыра. Поэтому из своих ролей могу выделить Тирапа в «Томирис». Это тот случай, когда мне впервые понравился мой персонаж. До этого у меня тоже были интересные герои, но не так, чтобы я испытывал какой-то невероятный восторг. В сериале «Бизнесмен» мне тоже понравился персонаж. Мне, кстати, нравится и мой образ в клипе Элджея. Когда актера не узнать – это классно.

Многим талантливым актерам, чтобы зарабатывать на жизнь, приходится соглашаться на коммерческие фильмы, которые творчески на самом деле им неинтересны. Смотришь твою фильмографию, и складывается впечатление, что ты многие предложения отсеиваешь. Не вижу ни одной комедии…

До твоего вопроса я не задумывался об этом, если честно. Я, конечно, не контролировал всю свою фильмографию, но да, я выбирал проекты, которые приходили ко мне. На некоторые роли я просто не подходил, а где-то по финансам не соглашался. Многие комедийные режиссеры говорили мне, что за мной закрепился образ казахского батыра. Меня это очень сильно бесило. Я и не заметил, как после фильма «Жаужүрек мың бала» у меня пошли исторические проекты: «Казахское ханство» и многие другие. Я хороший актер, я знаю это. Но мне уже не хочется играть батыров, которые в конце все такие герои. Я хотел бы попробовать себя в комедийном жанре, на самом деле. Но это должно быть что-то такое глубокое…

«Творчество – это боль». Аян Отепберген о съемках у Элджея, правильном тайминге и экспериментах с музыкой

Может, что-то вроде того, что делают Art Dealers? «Жаным, ты не поверишь» или «Умри или вспомни».

Да-да! Чтобы потом не стесняться. Я отсеивал предложения, да. Их было очень много. Все эти комедии забудутся. Я знаю, что за мной по-любому останется «Жаужүрек мың бала», это как «Қыз Жібек» только сейчас. Я этому проекту очень благодарен. В сериале «Ақжауын» у меня очень милый персонаж, словно из корейской дорамы. Народ обожает его. Не скажу, что там я прям проявил какое-то мастерство как актер, но народ обожает, и это надо тоже принимать.

А чего теперь хочется от себя в кадре? Какие роли было бы интересно воплотить?

Я не скажу – я покажу.

Мы тебя ближайшее время увидим в кино?

Пока нет.

А с каким режиссером интересно было бы поработать и почему?

Для актерского роста я бы хотел поработать с Адильханом Ержановым. Я наблюдал за тем, как в его картинах развивался Данияр Алшинов, и это, конечно, и большая заслуга режиссера. Кроме того, за 10 лет, которые я работаю в кино, не было ни разу такого, чтобы я прошелся по красной дорожке какого-нибудь международного кинофестиваля. У меня нет кинонаград, чего бы я очень хотел.

Если с Айсултаном Сеитовым выпадет возможность поработать, тоже с удовольствием соглашусь, потому что знаю, что он хорошо снимет.

Ну вроде мы охватили все, чем ты занимаешься. Как ты думаешь, что движет всеми творческими людьми?

Мы недавно это обсуждали с друзьями. Пришли к тому, что зачастую это страх или тревога. Бывает, когда нет проектов, тебя начинает трясти. Думаешь: чем я занимаюсь? куда иду? Я задавал себе миллион похожих вопросов. Уходишь в депрессию, выходишь из нее, бац – снова проект. Просто эмоциональный аттракцион какой-то.

А что движет тобой?

Мне нравится заниматься музыкой, работать на съемочной площадке, классно одеваться, просто быть, жить и кайфовать. Я люблю сами процессы: подготовка к съемкам, репетиции в театре, изучение материала. Надо сыграть бойца – ты качаешься, ходишь на ММА, знакомишься с новыми людьми. Когда я участвовал в турнире по казакша-курес «Өнер барысы», мы два месяца занимались. Я стал похож на спортика, формы были как у борца. Ты постоянно меняешься, и это интересно. И так каждый проект. А потом осознаешь, как много всего умеешь.



Беседовала Виолетта Тельманова

Фото: Аружан Айтенова

Стиль: Жанайдар Женисбеков

Поделиться: