В Государственном Академическом театре Оперы и Балета проходит завершающий этап ежегодного, 14 по счету Фестиваля «Звезды мирового балета». Прощальной нотой грандиозного события стал поистине сказочный, новогодний спектакль «Щелкунчик». Как и ранее мероприятие организовано «Konokbaev Group», а в этом году основатель компании и его партнеры решили посвятить Фестиваль знаменитому казахстанскому мэтру балетного творчества, величайшему педагогу Улану Мирсеидову.

Улан Мирсеидов

О том, каким Улан Атауллаевич был танцовщиком, педагогом и человеко, мы поговорили с его выдающимися учениками. Прямую речь ведут: заслуженный деятель Республики Казахстан Асет Мурзакулов, ведущий солист ГАТОБ имени Абая – Рахим Даиров¸ основатель компании «Konokbaev Group» Нурлан Конокбаев и конечно, дочь великого мастера, ныне солистка Государственного Академического театра Оперы и Балета Наргиз Мирсеидова.

Танцовщик

Улан Мирсеидов: три грани счастья – Танцовщик, Педагог, Человек

Асет Мурзакулов: К сожалению, нам не удалось застать нашего педагога в работе на сцене. Есть записи советского периода, правда их мало. Говорят, у него был такой прыжок, что он сажал оркестр. Иначе говоря, во время прыжка он так долго парил в воздухе, что оркестру приходилось тянуть ноту.

Наргиз Мирсеидова: Да, о том, что папа, говоря профессиональным языком служителей балета, сажал оркестр, помнят многие. У него был очень высокий прыжок и очень хороший баллон. Он все делал мастерски.

А началось все в далеком 1962 году, когда маленький Улан поступил в Алматинское хореографическое училище. Его преподавателями стали такие мастера как Е. А. Усин, М. З. Ахмедиева, Р. М. Ельчибекова, Л. М. Таганов и М. И. Мунтин. Каждый из них вложил в мальчика часть своих знаний и души. И вот, в 1971 году, впитав богатый багаж выдающихся педагогов, Улан оканчивает ВУЗ. Юный танцовщик становится артистом балета, а затем и солистом театра Оперы и Балета имени Абая. Он исполняет яркие и запоминающиеся, технически сложные партии в спектаклях Алмаса Серкебаева «Брат мой, Маугли» и «Аксак-кулан», в «Бахчисарайском фонтане» Асафьева, в «Лебедином озере» и в «Щелкунчике» Чайковского. Улан Мирсеидов много ездил на различные фестивали и конкурсы. Он видел и сравнивал разные балетные школы мира и брал от них самое лучшее, сначала для себя, а после, переработав всеобщее наследие, вложил его в своих учеников.

Наргиз Мирсеидова: Очень рано стал проявляться его педагогический талант. Надежда Романовна Тихонова направила папу в русло педагогики, отметив, что он часто подсказывает своим коллегам, как и что лучше делать. Она посоветовала отцу не ждать пенсии, и в 1988 году, еще выступая на сцене, он взял класс в Алматинском хореографическом училище. Папа очень легко перешел от исполнительской деятельности к преподавательской. У него не было сложного перехода, когда снится сцена, и хочется вернуться. Наоборот, его исполнительская деятельность стала своеобразным трамплином для еще более успешной преподавательской деятельности.

«Весь багаж, который собрал, он вложил и реализовал в своих учениках. И самое главное, он был счастлив в этом!»

Педагог

Рахим Даиров: Улан Атауллаевич был очень жестким и строгим педагогом. Дисциплина у него была во главе всего, он не любил лентяев и всем прививал трудолюбие. Возможно, именно поэтому все его ученики на сегодняшний день успешные, состоявшиеся в разных областях люди.

Асет Мурзакулов: Педагогический талант Улана Атауллаевича заключался в том, что он был очень хорошим психологом. В балете важно подготовить артиста не только физически, но и морально. Выход на сцену, это не съемки кино, где есть возможность отснять еще один дубль. В спектакле ты обязан выйти и с первого раза показать все на что способен. Также Улан Атауллаевич умел грамотно вывести танцора из состояния неудачи. Он удивительно тонко подбирал слова для поддержки и настроя на новый спектакль. Он сам горел желанием работать, и вдохновлял учеников на свершение нового и недостижимого.

Наргиз Мирсеидова: К счастью, я тоже успела узнать, каким папа был педагогом. У него был девиз: «Если ты что-то делаешь, делай это мастерски и до конца. А если не сможешь сделать как нужно, то лучше и не берись». Такое же отношение, как к работе, так и к жизни он прививал и своим ученикам. И о находил подход к каждому. Думаю, это один из ключевых моментов, благодаря которому папе удалось воспитать целую плеяду талантливых учеников.

Да, Улан Мирсеидов был педагогом от Бога. Благодаря его технике и его школе мир узнал артистов нашего балета. Он поднял исполнительство казахстанских танцоров на высокий уровень. Его ученики — лауреаты многих престижных Международных конкурсов, премьеры и ведущие исполнители прославленных мировых театров. Среди них Сержан Кауков — премьер Астана Оперы, Дмитрий Сушков и Табылды Досжан — премьеры ГАТОБ имени Абая. А также Антон Богов, Асан Кульбеков и Руслан Савденов — премьеры разных балетных трупп мира. И в каждого из своих учеников Улан Мирсеидов вкладывал не только свои технические знания, но и душу.

Нурлан Конокбаев: Какой бы ты ни был звездой, он держал тебя в рамках. Следил за тем, чтобы ты приходил вовремя, выполнял все необходимые ежедневные нагрузки и не расслаблялся. У него была своя стратегия. При помощи разных психологических подходов, он мог уговорить работать тебя, даже если ты сильно устал или болен. А еще он никогда не останавливался на достигнутом. Бывали моменты, когда у артиста готова партия, но его не выпускали на сцену. Тогда Улан Атауллаевич шел в дирекцию и писал заявление. Не один, не два и даже не три раза. Писал до тех пор, пока артист не получал заслуженного.

«При этом Улан Мирсеидов сам всегда оставался в тени и никогда не выпячивал того, что слава того или иного ученика добыта его силами».

Человек

Улан Мирсеидов: три грани счастья – Танцовщик, Педагог, Человек

Наргиз Мирсеидова: Папа был невероятно скромным человеком. Его не тяготило находиться в тени славы своих учеников. Такой по природе человека, ему было просто не гармонично выставлять себя. Папа наслаждался победами учеников и чувствовал себя невероятно счастливым.

Рахим Даиров: Улан Атауллаевич обладал искрометным чувством юмора. Многие его шутки ходят в балетной среде до сих пор. А еще он был очень честным человеком, у него не было никакой корысти по отношению к своим ученикам. Он никогда не старался на нас нажиться.

Асет Мурзакулов: Он был очень отзывчивым, всегда нам помогал, давал советы. Улан Атауллаевич всегда говорил, что нужно быть хорошим человеком не только на сцене, но и в жизни.

Наргиз Мирсеидова: Мы всегда видели его только в хорошем настроении. У него было очень тонкое и очень взрывное чувство юмора, он просыпался и засыпал с шутками. Папа был очень счастливым человеком и наслаждался каждой минутой. Начиная с утреннего кофе, а у него был свой метод заваривания этого напитка, он смаковал каждое мгновение. Своим поведением он и нас научил любить и ценить жизнь. Каждый раз, когда я выхожу на сцену, я говорю: «Вот, смотри папа». Я представляю, что он стоит за кулисами, смотрит, и что он счастлив, от того, что я продолжаю его дело. Тот факт, что сейчас с подмостков любимого папиного театра опять звучит его имя, меня наполняет невероятной гордостью за отца и благодарностью его ученикам.

Нурлан Конокбаев: Мы уже много лет занимаемся организацией мероприятий с участием звезд мирового балета. И в этом году решили отдать дань уважения нашему педагогу, наставнику в творчестве и в жизни — Улану Атауллаевичу Мирсеидову. Он один из первых преподавателей, кто стал вывозить казахстанских артистов на конкурсы, а потом и на гастроли за границу. И мы считаем себя продолжателями его дела.

Рахим Даиров: С каждого спектакля мы выделяем средства на гранты молодым артистам Казахстана, что бы они могли поехать на международные конкурсы. Это было начинание Улана Атауллаевича. И мы, так же как и он хотим, что бы мир знал наших казахстанских танцовщиков. И конечно, нам хочется, что бы казахстанская публика тоже имела возможность увидеть мировых звезд. Люди, которые приходят к нам в театр это публика, которая любит искусство. Они знают толк в балете и понимают его. Мы подумали, что всем будет приятно, если мы посвятим этот фестиваль нашему мэтру. И таким образом отблагодарим его за все, что он в нас вложил. А еще мы хотели рассказать людям о том, какой это был замечательный, добрый, большой человек. Что бы память о нем жила.

Улан Мирсеидов: три грани счастья – Танцовщик, Педагог, Человек