Записки патологоанатома. Сочинение на свободную тему

Доктор наук, патологоанатом Айгуль Сапаргалиева в своей колонке размышляет об актуальных вопросах медицины и образования.На этот раз она рассказывает о том, как прошло ее лето.

Вместо пролога

Для меня конец лета – это начало нового учебного года. И по традиции основным вопросом в первых числах сентября является вопрос «как прошло лето?», ну совсем как в школе, когда на занятиях по литературе все учащиеся писали сочинение на свободную тему о событиях, заполнявших дни летних каникул. Каждый школьник в своем сочинении вспоминал летние дни, проведенные с родителями или в пионерском лагере, с улыбкой, или с грустью об ушедшем лете. Мы все – родом из детства, поэтому я тоже решила рассказать о том, как провела это лето.

Первая часть о моем отношении к июлю и августу в Алматы

Я – коренная алматинка и хорошо знаю, что летом лучше всего быть подальше от Алматы, ведь в июле и августе в городе не просто жарко, а очень жарко. За всю свою жизнь я оставалась на лето в городе всего два раза. И оба случая были не просто важными для меня, а судьбоносными. Первый раз я осталась в городе из-за вступительных экзаменов в медицинский институт, и тогда в течение месяца сдавала четыре экзамена – биологию, химию, физику и писала сочинение. Во второй раз я осталась в городе из-за рождения дочки, которой в июле исполнилось два месяца, а в то время мне в голову даже не могло прийти мысли, что можно куда-то уехать с двухмесячным ребенком.

В этом году в моей жизни случилось третье лето в Алмате. Только на этот раз не по личным причинам. Я «осталась» на летний семестр. Лето 2017-го запомниться мне как время, которое я посвятила преподаванию патологической анатомии студентам 2 курса медицинского международного факультета с задолженностью по моему предмету. Мой летний семестр начался 11 июля и завершился 17 августа и по времени день в день совпал с очередным трудовым отпуском. Затейливая учебная часть университета втиснула программу курса в 72 контрактных часа, а это означало, что продолжительность занятий для каждой группы составляла по 7 часов в день, на протяжении 11 дней, включая субботы. Поверьте мне, лето не было томным.

Вторая часть о том, как в городе плавился асфальт, и как я плавилась вместе с асфальтом

Летний семестр оказался серьезным испытанием не только для моих студентов, но и для меня. С меня сошло сто потов, а может и быть и больше. Студенты-задолжники на своей шкуре испытали интенсивную программу курса, включавшую ежедневные контрольные работы и подготовку презентаций. А еще температура воздуха в городе никак не хотела снижаться, и столбик термометра упорно держался на 38-400С практически полтора месяца. В городе плавился асфальт, а на кафедре у студентов плавились мозги. И не смотря на погоду, мы обсуждали со студентами самые актуальные вопросы современной патологической анатомии, такие как значение клеточной теории Вирхова в развитии концепции воспаления, сильные и слабые стороны вирусной теории канцерогенеза, сложности морфологической диагностики болезни Альцгеймера и трудности диагностики мягкотканых опухолей. В перерывах между занятиями я показывала студентам препараты из клиники, а одна студентка узнала в стеклах морфологические признаки гнойного воспаления. Надо было видеть ее счастливое лицо, когда она сумела обосновать морфологический диагноз «гнойный эндометрит». Потом я видела как она, светясь от счастья, объясняет своим товарищам в группе признаки воспаления и листает учебник, чтобы найти там похожую картинку.

Занятия во время летнего семестра проходили в аудиториях без кондиционеров и вентиляторов, поэтому когда у трех моих групп завершились занятия, я радовалась гораздо больше, чем студенты, сдавшие экзамены и перешедшие на 3 курс. Мое лето было жарким и в прямом, и переносном смысле.

Третья часть о том, как важно знать содержание Кодекса о труде и трудового договора

В середине летнего семестра в университет пришла новая администрация, и я на своем опыте убедилась: если «начальство меняется, то не обязательно на худшее», а на точно такое же, как и предыдущее. В первый раз за девять лет работы в КазНМУ я узнала много интересного об условиях оплаты труда преподавателей, привлекающихся на летний семестр. Ну например:

  • стоимость одного часа работы преподавателя составляет 856 тенге, и не зависит от квалификации преподавателя (профессор и доктор наук получит те же 856 тенге), сложности работы (не учитывается язык преподавания – русский, казахский или английский и профиль кафедры), количества и качества выполненной работы
  • при оплате труда не учитывается работа в выходные дни (например, субботы).

Привлекая преподавателей к работе в летний семестр, администрация университета не заключает дополнительный трудовой договор с сотрудниками, находящимися в отпуске и не объясняет условия оплаты летнего семестра. Поэтому получается, сумма, которую университет должен сотруднику за работу в летний семестр напрямую зависит от знания статей Кодекса о труде РК и пунктов трудового договора, нарушаемых администрацией университета.

Часть четвертая о том, как лето подошло к концу

28 августа 17 заведующих кафедрами, достигших в разное время пенсионного возраста (в том числе и меня), собрал проректор по академической работе. Цель собрания была светлая – вручить каждому пенсионеру уведомление о том, что в связи с преклонным возрастом, университет прерывает контракт на заведование кафедрой. Пенсионеры погрустнев, подписали уведомление, ведь нам объяснили, что в университете специально изменили положение о заведующих клиническими кафедрами, в соответствие с которым для заведования теперь достаточно иметь степень, и совсем не обязательно «доктора медицинских наук», и звание, совсем не обязательно «профессор».

Я подписала это уведомление и подумала, что, наверное, все правильно делает новая администрация, ведь исполнительный проректор всего лишь бакалавр, поэтому для заведования клинической кафедрой в национальном университете вполне достаточно и магистра.

И, правда, почему бы нет?

Вместо заключения

Я провела насыщенное событиями лето, и как говорит моя приятельница – живу я не скучно. В это лето помимо каждодневных забот на работе, я пережила пожар в собственном подъезде, а на следующий день после пожара не могла найти себе место, волнуясь по поводу младшего брата, уехавшего отдыхать с семьей в Бодруме, в котором произошло землетрясение.

Лето закончилось, и я еще жду оплату за летний семестр; я поменяла сломанные пожарными двери в своей квартире, которая пострадала не от пожара, а от процесса тушения пожара; я уволилась из университета и теперь место заведующего кафедрой патологической анатомии свободно.

Лето закончилось, и начал работу Европейский конгресс патологоанатомов, в программу которого включены два моих доклада, и я улетела в Амстердам.

Мне предложили новую работу, и я выйду на новое место сразу после возвращения из Голландии.


Айгуль Сапаргалиева