Что такое идеальный город? Место, где есть просторные улицы, удобный общественный транспорт и доступное жильё? Или же нечто большее? Колумнист Esquire и автор блога «Almaty – my first love» Рустем Аламанов разобрался в этих вопросах.
Недавно встретил старого приятеля, которого не видел со студенчества. Он приехал учиться из небольшого города на севере Казахстана, и на Алматы смотрел с удивленным восхищением. Во время одной прогулки он признался, что считает Алматы идеальным городом и мечтает здесь жить. Все его окружение – друзья, знакомые – сходятся с ним во мнении и мечте. Сейчас спустя десять лет мой приятель живет в Астане, зарабатывает приличные деньги, путешествует по миру и с улыбкой вспоминает студенчество. Алматы давно потерял свою магию в его глазах, но свято место пусто не бывает и студенческий друг теперь постоянно говорит о Барселоне, где ему удалось пожить несколько месяцев.
Но что такое идеальный город? Вполне конкретная Барселона, Нью-Йорк, Париж и любой другой любимый город или место, построенное по определённым принципам?
Платон в своём монологе «Государство» описал идеальное устройство жизни в городе-государстве и сам того не ведая заложил большую мечту. Идею подхватили не только архитекторы, но мыслители, философы, теоретики. Леонардо да Винчи, Томаззо Кампанелла, Альбрехт Дюрер, Клод-Никола Леду и Ле Корбюзье – все они искали идеальный город. Несмотря на то, что каждый закладывал в это понятие свои идеи и мысли, принцип был один и тот же: идеальный город – это город для людей.
А что значит город для людей?
Давайте разберём десять принципов городов, в которых мечтают жить.
Принцип 1. Горожане участвуют в развитии города
У горожан недостаточно компетенций и знаний, они незнакомы с современными технологиями в области инженерии и градостроительства, но у них есть запросы, желания и «опыт использования» городского пространства. Поэтому они должны участвовать в судьбе городе, создавать и определять критерии работы, которые будут реализовываться профессионалами. В Казахстане этот принцип не работает. Всё, что создаётся и изменяется в наших городах, происходит без участия горожан, а зачастую еще и против них самих. Как итог, горожане попросту не привязаны к городу. Зачем? Ведь там всё устроено само по себе, а каждый человек воспринимается не как часть единого целого, а скорее как инородное тело.Принцип 2. Люди должны жить там, где работают
Зонирование городов (на спальную, промышленную, финансовую зоны и т.д.) влечёт массу проблем: люди вынуждены ездить на работу в другой конец города и тратить много времени на дорогу – это создаёт большой трафик и высокую нагрузку на транспортную систему. Как итог: каждая потраченная впустую минута (к примеру, на пробку) обходится городскому бюджету в определённую сумму денег. А ещё это дробит город на определённые зоны: где работать, где жить и где отдыхать – все эти вопросы за горожан решает кто-то другой.Люди должны жить там, где работают. И всё должно быть в шаговой доступности: дом, работа, магазины, парки, скверы, школы, университеты, театры, кинотеатры и т.д.В Казахстане не работает и этот принцип. У всех городов есть чёткие зоны. Спальные микрорайоны – для жизни, бизнес-центр – для работы, торговые центры и парки – для отдыха.
Принцип 3. Равный доступ к благам
У горожан должен быть равный доступ ко всем благам: будь то больница, общественный транспорт или кинотеатр. Нельзя, чтобы разница между богатыми и бедными районами определяла возможности горожан. К сожалению, в казахстанских городах этот принцип не всегда работает. Пример: качество дорог и освещение улиц. Если в центре города, как правило, дорогие – хорошие, а улицы освещены, то ближе к окраинам и спальным микрорайонам всё становится намного хуже: разбитые дороги и тротуары, тёмные дворы и подъезды.Принцип 4. Люди не должны терять связь друг с другом
Любой город – это, прежде всего, место для коммуникации между людьми. Поэтому городское пространство не должно ограничивать связь между ними, а наоборот – создавать условия для того, что бы каждый человек воспринимал себя частью социума.Современные микрорайоны в любом казахстанском городе противоречат этому принципу. И, кажется, противоречат законам логики. В итоге зона обитания человека ограничивается его собственной квартирой.Взгляните на новые микрорайоны и современные жилые комплексы. Между высотными зданиями – либо парковка, за которую приходится драться, либо пустыри (иногда с газоном, но чаще – нет). О какой социализации может идти речь в таком месте? Если даже детям негде гулять. Единственное, что хочется – спрятаться в своей квартире.
Принцип 5. Общественный транспорт, за который не стыдно
Доехать до работы на метро, оставив автомобиль где-нибудь на окраине – нормальное явление в большинстве развитых городов. Прибавьте сюда другие виды общественного транспорта, на котором не стыдно ездить, велосипеды и развитую инфраструктуру. Каждый горожанин должен быть свободен в выборе средств передвижения, главный принцип – удобство. Вне зависимости от того едешь ты на собственном автомобиле или выбираешь автобус. В казахстанских городах главенствует автомобиль. К сожалению, это ощущается и в том, как города развиваются. С общественным транспортом всё очень грустно.Принцип 6. Компромисс
В вопросах городского планирования всегда должен быть компромисс между интересами правительства, горожан, бизнеса, строительных компаний и так далее. Каждый вопрос, влияющий на жизнь многих людей, должен решаться сообща, иначе любое решение будет восприниматься навязанным. Когда в Алматы планировали пешеходную улицу Панфилова, у бизнесменов не спросили, будет ли это выгодно. И спустя несколько месяцев многие предприниматели, занятые на улице, заявили, что их доходы уменьшились. Всему виной – отсутствие парковочных мест. Другой пример – снос кинотеатра «Алатау». Многие горожане защищали его потому, что здание кинотеатра – часть нашей истории. Однако руководство города исключило мнение людей из уравнения. Сейчас на месте исторического здания жарят бургеры. Я не против бургеров и бизнеса, но когда речь идёт об историческом здании, которое отстаивают горожане, должен быть компромисс.Принцип 7. Идентификация
Перестраивая город, нельзя нарушать его идентичность: сносить исторические здания, портить фасады и строить безликие стеклянные бизнес-центры. В противном случае можно по всей стране построить абсолютно одинаковые города, которые ничем не отличаются друг от друга.Создавать города нужно таким образом, чтобы у горожан и гостей города всегда было чёткое ощущение, в каком городе они находятся.Взгляните на современные микрорайоны в Астане и Питере. Совершенно разные страны, города и культуры. Но результат абсолютно одинаковый. О какой идентификации может идти речь, когда современное жильё, ТРЦ, бизнес-центры в том числе похожи друг на друга?