За кого только меня здесь не принимают! За узбечку, цыганку, турчанку или азербайджанку, думают, я из Непала, Индии, даже Китая. Так никто ни разу не догадался, что я кубинка.

Только 23-я по счету зима показалась уже не такой надоевшей. Терпеть не могу морозы. И то, что из-за сильных ветров и пыли нельзя постоянно носить белую одежду, как у нас на Кубе.

Я знала, что еду в страну, где советский строй, но не ожидала, что здесь все рухнет. Мы с мужем (он русский) по профессии геодезисты. Первые три года зарабатывали хорошо. Потом наступила разруха, в Казахстане поменяли деньги, письма из дома шли по полгода. Страшно, когда ты не знаешь, сможешь ли когда-нибудь попасть на родину.

На севере Кубы есть старинный городок Сан-Хуан-де-лос-Ремедиос. Ему 500 лет, назван в честь одного святого, который был лекарем. Так вот это – моя родина.

Женщины в Казахстане слишком много на себя берут. Может быть, времена такими их сделали. Но у нас, по крайней мере в полных семьях, все заботы делятся пополам.

На Олимпиадах я болею за кубинцев. Потом за латиноамериканцев и только затем смотрю, есть ли талантливые спортсмены у русских и казахов. В футбол мои кубинцы плохо играют (смеется). Еще слежу за  местными семейскими борцами, легкоатлетами, боксерами и футболистами (я торгую спортивными товарами). Знаю, кого из них взяли, допустим, в клубы «Кайрат» или «Барыс».

Ох, как же я не люблю кумыс и все кисломолочное. У кубинцев противоположный вкус – мы любим сладкое.

Все небоскребы визуально одинаковые. Мне нравится новая архитектура в Астане, и будет лучше, если ей придадут национальный колорит.

Я заметила, что в Казахстане мужчины и женщины исполняют национальные танцы порознь. А на Кубе их танцуют непременно в паре.

В Казахстане мои дети кубинцы, а на Кубе – казахстанцы. Мои корни крепки, на старости лет я хотела бы жить на родине, на Кубе.

Ой, как казахстанки не хотят стареть! Себя любят, красятся, всегда одеты, как на праздник. А кубинка в будни предпочитает что-то удобное, комфортное и не встанет на каблуки с утра.

Куба, как и Казахстан, – светское государство, но верующих у нас много. В последние годы стала замечать, что все больше казахов становятся мусульманами. А я посещаю местную баптистскую церковь.

Сколько ни пыталась запомнить казахские слова, так и не получилось.Очень трудный язык.

Иногда я не говорю, что кубинка. Не хочу лишних расспросов. Казахи обычно сразу оживляются, услышав про Кубу, им все любопытно. Здесь вообще любят иностранцев, а кубинцев воспринимают просто с каким-то восторгом (смеется).

У нас двери везде и всегда открыты, а здесь надо предупреждать о приходе. Казахстанцам нужно подготовиться к встрече гостей. Или взять праздники. Кубинцам не требуется что-то специально готовить, а казахи обязательно делают Наурыз-коже. Я с трудом привыкла к мантам и бешбармаку. На Кубе предпочитают рис, а не тесто.

Я плакала оттого, что здесь так мало апельсинов. Мы же фрукты едим подносами, нам мешками их надо, а не 1-2 килограмма. Как хорошо, что теперь с этим нет проблем круглый год.     

Сколько здесь тоев проводят, сколько народу созывают – это просто кошмар.


Записала Айнур Мазибаева

Фото из личного архива

Поделиться: