15 августа 1990 года трагически оборвалась жизнь легендарного музыканта, лидера группы «Кино» Виктора Цоя. Esquire решил вспомнить фильмы о нем и с его участием.

Виктор Цой

Фото: nastol.com.ua

Несмотря на то, что уже прошло почти 30 лет с момента трагедии, музыка Виктора Цоя, его личность и харизма волнуют людей до сих пор. Теперь его песни поет даже Metallica, а современные режиссеры берутся экранизировать картины, где упомянута история Цоя, ведь знают — Виктор Цой был интересен публике тогда, интересен сейчас, и, возможно, будет интересен спустя еще 30 лет.

«Лето»

«Лето» Кирилла Серебренникова  была заявлена как картина о Викторе Цое, однако на деле, получилась история не о нем, а скорее о том времени и той стране  – СССР конца 80-х. Главным героем фильма выглядит не лидер группы «Кино», а «советский Боб Дилан» —  Майк Науменко, фанат западной музыки и песен на английском языке. А Цой хоть и фигурирует в картине, но фоном – к тому же здесь он пока ещё не кумир миллионов, а скромный парень, который просто любит петь свои песни, не подражая никому.

Любовный треугольник между Цоем и супругами Науменко превратил «Лето» в романтическую историю, а вольные фантазии Серебренникова, в которых советские люди поют песни Игги Попа, Лу Рида, Talking Heads, придала картине хулиганистость. «Цою бы понравилось», — высказался кто-то.

Фото: rbc.ru/ кадр из фильма «Лето»

По началу картина вызывала неоднозначную реакцию – олд-скульные рокеры ругались и недоумевали почему все они выглядят в фильме как хипстеры и завсегдатаи московских кофеен. А вот молодой аудитории лента понравилась, ведь это атмосферное, легкое, летнее, но одновременно очень грустное кино о том каково это жить в стране из которой поскорее хочется уехать. Тем более, что режиссер картины как раз в это время находился под домашним арестом.

«47»

Новый фильм Алексея Учителя «47» — в честь его не вышедшего альбома с одноименным названием. Если у Серебренникова Цой хотя бы есть в числе героев, то у Учителя его совсем нет, ведь «47» начинается с момента гибели легендарного музыканта — 15 августа 1990 года. Изначально режиссер обещал снять роуд-муви , в центре которого близкие друзья музыканта, перевозившие его тело из Латвии в Ленинград. Теперь СМИ пишут, что главный герой драмы Учителя   – водитель «Икаруса» (Евгений Цыганов), под который попал «Москвич» рокера.

Фильмы-путешествия у Алексея Ефимовича получаются неплохо (взять хотя бы «Прогулку»). Главное, чтобы режиссера не потянуло развивать любовную линию, а то ведь может и получиться что-то его пошловатой «Матильды». А этого поклонники рокера не простят. Будем надеяться, что все будет в порядке  — Учитель все-таки снимал аж три документальных ленты о Цое. Премьера картины «47» ожидается в 2020 году, как раз к 30-летию со дня гибели музыканта.

«Игла»

Знаменитую фразу из «Иглы» о том, что «люди делятся на две категории: одни сидят на трубах, а другим нужны деньги», как-то только не перефразировали. Позволим вольность и мы. Люди делятся на две категории: одни смотрели «Иглу» Рашида Нугманова и навсегда остались очарованы картиной, а другие пока не видели, но обязательно станут ее фанатами, ведь это лучшая картина, где появляется  Виктор Робертович.

Виктор Цой Игла

Фото: zondnews.ru/ кадр из фильма «Игла»

Многие фанаты Цоя нередко ассоциируют его с героем картины – немногословным, решительным парнем Моро, который спасает свою девушку-наркоманку, а потом получает от них подлый удар ножом на нашей Тулебайке. Уникальный фильм, в которой сошлось все: актуальная и ныне проблема наркомании, великолепные актерские работы не только Цоя и Мамонова, но и всех второстепенных персонажей, завораживающие виды погибшего Аральского моря и и конечно же, аутентичная Алма-Ата 90-х. На улице Тулебаева в Алматы где герой Цоя истекает кровью под «Группу «Крови» , теперь стоит памятник музыканту.

«Асса»                                                                                                              

Фильм Сергея Соловья о любви бывшей подруги криминального авторитета Алики к странному парню Бананану, который поет с друзьями в ресторане многие называют одним из лучших фильмов о любви. Но для поклонников творчества Цоя он ценен прежде всего тем, что именно там лидер группы «Кино» поет свою знаменитую «Хочу перемен».

Все помнят как в финале картины ресторанную сцену сменяет огромный стадион, где выступает музыкант. Кто-то даже считает ее из одной из лучших киносцен в советских фильмах тех лет. А фирменную позу Цоя на сцене  – когда он стоит повернувшись к слушателям боком, поджав губы — чистым кинематографом. Да и песня здесь не просто удачный саундтрек, а настоящий гимн целого поколения.

Виктор Цой памятник

Фото: ru.sputniknews.kz

«Конец каникул»

Дипломная работа Сергея Лысенко, короткометражный фильм «Короткие каникулы» был первой картиной в фильмографии Цоя. Он был снят в далёком 1986 году и так и остался единственной режиссерской работой Лысенко.

Не смотря на то, что «Конец каникул» — это не кино в строгом понимании этого слова, а скорее вольно снятый альманах из четырёх клипов группы «Кино», поклонники эту работу очень любят. Ну где еще можно было увидеть кумира таким? Ставящим чайник на кухне в халате или гулящим с детской коляской? К тому же, говорят, что именно после этого фильма Цою захотелось сниматься в кино по-настоящему. Жаль, что времени на это у него было мало.