5 главных фильмов об Алма-Ате

За последние полвека в Казахстанском кинематографе режиссеры не раз обращались к теме города, и это была Алма-Ата. Вспомним пять картин, посвященные любимому городу, снятые в разные годы.

Алматы – это сплошной шарм и экзотическое очарование. Вечное солнце, голубое небо и прекрасное настроение 365 дней в году, но главное – его жители. Алматинцы, конечно, снобы, но они прекрасные люди: добрые и отзывчивые, деликатные и культурные и что очень важно – начитанные и образованные. Этому городу хочется петь «Оду» с утра до ночи, сидя в летнем кафе за чашкой чая или кофе, в тени вековых деревьев, и слышать не столько шум проезжающих машин, сколько легкое дуновение ветра, шелест листьев и шепот говорящих друг с другом людей. О чем они говорят? Конечно о любви.

«Ангел в тюбетейке» 1968 г. (режиссер-постановщик Шакен Айманов)

Эта советская музыкальная комедия положила начало воспеванию Алматы в кинематографе. Ироничная история великовозрастного холостяка, который наконец-то находит себе пару по душе, но сталкивается с неодобрением матери. Вот он, главный конфликт драмы «Ангела в тюбетейке», который разрешился двумя свадьбами в конце картины. Хоть фильм и остался неизвестен широкому кругу зрителей СССР, музыка из кинокартины надолго запомнилась многим жителям советского пространства.

«Игла» 1988 г. (режиссер-постановщик Рашид Нугманов)

Культовый художественный фильм конца 80-ых занял второе место в списке лидеров советского проката, только за первый день картину посмотрели 14,6 млн зрителей. В этой молодежной истории Алма-Ата показана с разительно-противоположной стороны, это место, в котором люди не могут избежать себя и своих слабостей, а все вокруг только и ждут, когда же ты оступишься. Но даже при такой гнетущей атмосфере Алма-Ата бурлит энергией, словно подстраивая свой вид под бунтарского персонажа Цоя.

Интересный факт: одни из самых популярных песен группы «Кино», Группа Крови и Звезда по имени Солнце, были записаны специально для этого фильма. 

Женщина дня 1989 г. (режиссер-постановщик Александр Баранов, Бахыт Килибаев).

Лирика города через настроение и песню – это атмосфера фильма и немного другой Алма-Аты, но очень узнаваемой, близкой и родной. Зрителя балуют кадрами летнего города, рынков, базарчиков и кафешек. Конец картины никого не оставит равнодушным, наоборот, чтобы сбросить напавшее оцепенение, фильм захочется смотреть снова и снова. 

«Фара» 1999 г. (режиссер-постановщик Абай Карпыков)

История взрослых, которые остаются детьми не только в душе, но и в поступках – они отзывчивы, нежны и неосознанно наивны. «Фара» представляет высший стандарт типичных фильмов начала 2000-х, когда через все перипетии жизни героев всегда ожидает счастливый конец. И где же еще доживать этот конец, как не в Алма-Ате. 

23 ноября выходит в прокат новый фильм об Алматы «100 минут о любви» (режиссер-постановщик Альмири Карпыков).

В этой картине Алматы –  это самостоятельный герой. Большой и вместительный. Именно город объединяет судьбы и семьи, населяющие картину. Каждый герой фильма самоутверждается в своей жизни через бережное отношение к друзьям, родственникам, любимым и знакомым.

Выбор стоит перед нами вечно. Это наша судьба. Однако сейчас этот выбор так сократился, отовсюду тебе как-будто  кричат: «ты должен быть банкиром, юристом». Можешь мечтать о таможне или о завидной судьбе гаишника, другой альтернативы нет. А куда делись наши детские мечты: «Хочу быть пожарником, космонавтом, учителем или лечить людей, а может путешествовать, быть археологом, рассказывать миру историю его зарождения». Мы переживаем эпоху потребления, а не созидания. Выбрать для себя в жизни важное: учебу по душе, профессию по призванию, жену или мужа по велению сердца – это значить делать что-то полезное для себя и общества, то есть созидать, а не разрушать. 

Это остросоциальный фильм. От нас куда-то далеко убегают основные ценности человеческой жизни, как-то честь и честность, совесть и бескомпромиссность  или,  например, доблесть. Сами того не замечая,  мы все это теряем. Культура, духовность, желание любить кажутся какими-то архаичными понятиями, не имеющими ничего общего с меркантильными интересами ныне живущих людей.