5 отличных иностранных фильма, которые не попали на «Оскар»

Они бесспорно заслуживают награды.

ЕШ
Егор Шеремет
24 января 2025

Oscar
Фото: Shutterstock.com

«Оскар» — премия очень несправедливая. Талантливые актеры, режиссеры и сценаристы банально не могут получить номинацию на золотую статуэтку без поддержки академиков, ушлых агентов и многомиллионных промокампаний. «Оскар» год за годом награждает одних и тех же актеров, уделяя большее внимание «повестке», чем качеству самих фильмов. 

Но главная несправедливость «Оскара» кроется в номинации за лучший иностранный фильм. По традиции, шанс попасть в «короткий список» получают только те международные ленты, которые выдвигают министерства культур и специальные комитеты иностранных государств. Получается, каждая страна может выбрать всего один фильм — он и будет представлять ее национальный кинематограф на «Оскаре». 

Неудивительно, что интересные, хоть и немного «крамольные» ленты редко попадают в шорт-лист «Оскара». Политикам и большим киностудиям приятнее рекламировать удобное кино, которое не пытается произвести революцию в кинематографе. 

Выбрали для вас пять международных фильмов, которые заслужили попасть на «Оскар 2025». Но так и не попали. 

«Молодость (весна)», «Молодость (тяжелые времена)» и «Молодость (возвращение домой)» (Китай)

«Молодость (весна)», «Молодость (тяжелые времена)» и «Молодость (возвращение домой)» (Китай)
Фото: filmlinc.org

Трехчастный фильм китайского документалиста Вана Бина идет целых десять часов. Однако и этого хронометража режиссеру оказалось мало. Камера Бина честно показывает жизнь китайцев и мигрантов, трудящихся в полулегальных фабриках в провинции Чжили. Бин не пытается осмыслить ужасные условия, в которых существуют и трудятся работники потогонных производств — он насильно заставляет зрителей наблюдать за исковерканными судьбами китайской молодежи. Ходить с ними на обеды, портить здоровье у станков, тратить заработанные копейки. Банальная действительность «Молодости» пугает сильнее любых комментариев. 

Документальные фильмы Вана Бина — максимально «не зрительское» кино, а потому имя этого китайского гения редко встречается в номинациях на большие американские кинопремии. К тому же, в Китае Ван Бин — фигура нон-грата. Режиссера хоть и не преследуют, но награждать тоже не спешат. Неудивительно, что на «Оскар» эпохальную «Молодость» решили не выдвигать. И очень зря. 

«Охваченный приливами» (Китай)

«Охваченный приливами» (Китай)
Фото: filmcomment.com

«Оскаровский» комитет Китая занес в «черный список» не только «Молодость» Бина, но и монументальную работу другого великого режиссера — Цзя Чжанкэ. Китайский мастер трудился над «Охваченным приливами» 23 года: урывками снимал пейзажи, актеров, обычных людей. Показывал зрителям промышленную революцию без прикрас. За это и поплатился — уникальный кинодокумент проигнорировали в родной стране. За рубежом фильм тоже не вызвал фурора. Сложное кино, балансирующее на грани fiction и non fiction, увидели разве что завсегдатаи престижных фестивалей.

Вместо «Молодости» и «Охваченного приливами» Китай выдвинул на «Оскар» беззубый документальный фильм «Затопление лайнера Lisbon Maru». Однако академики даже не стали смотреть картину — оказалось, что больше половины хронометража документального фильма озвучена на английском. «Затопление лайнера» дисквалифицировали, а новый фильм китайские чиновники выдвинуть не успели. 

«Нужды путешественника» (Южная Корея)

«Нужды путешественника» (Южная Корея)
Фото: filmlinc.org

Южнокорейский «оскаровский» комитет также напортачил с выбором фильма на грядущую премию. Представлять страну выбрали вялый исторический эпик «Сеульская весна», о существовании которого даже не слышали за пределами родной страны. А ведь в прошлом году Хон Сан-су выпустил аж два фильма — тихие драмы «У ручья» и «Нужды путешественника», главную роль в которой сыграла французская дива Изабель Юппер.

Намеренно невзрачная история о репетиторе по французскому и ее корейских учениках получила Гран-При жюри на Берлинском кинофестивале, так что фильм вполне мог заручится поддержкой американской кинакадемии. Да, «Нужды путешественника» не прославляют корейскую историю, но это очень уютный и по-хорошему «взрослый» фильм, которому очень не хватает интереса со стороны массового зрителя. 

«Все, что нам кажется светом» (Индия)

«Все, что нам кажется светом» (Индия)
Фото: filmlinc.org

Решение индийского кино-комитета не выдвигать фильм Паял Кападиа «Все, что нам кажется светом» на «Оскар» — одно из самых странных в новейшей истории кинопремий. Картина о двух образованных женщинах, чьей личной жизнью управляют их родственники-мужчины, получила аж две номинации на «Золотой глобус» — за лучший иностранный фильм и за лучшую режиссеру.

Казалось бы, фестивальный хит уже застолбил себе место в «оскаровской» гонке, но индийские функционеры приняли удивительно недальновидное решение — отправить на главную кинопремию мира не талантливый фильм многообещающего режиссера, а типичную болливудскую комедию «Потерянные невесты». Разумеется, в этом году Индия даже не попала в шорт-лист.

«Это не я» (Франция)

5 отличных иностранных фильма, которые не попали на «Оскар»
Фото: canalblog.com

Не хочется журить французских киноэкспертов за их кандидата на «Оскар 2025». Жутко переоцененная, но очень стильная «Эмилия Перес» Жака Одиара собрала уже целый ворох наград, включая четыре «Золотых глобуса». Так что Франция вполне сможет забрать золотую статуэтку. 

Хотя в идеальном мире, где на «Оскар» можно было бы выдвигать среднеметражные фильмы, лучшим выбором для Франции стал бы новый эксперимент провокатора Леоса Каракса — «Это не я». Культовый автор снял фильм про себя и свои фильмы: он встречает героев из своего прошлого, вступает с ними в откровенный диалог. И все это под бешеный монтаж. За свою сорокалетнюю карьеру в кино Каракс не получил ни одной номинации на «Оскар». Несправедливо. 

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше