Современное искусство - про нарушение условностей и принятие уникального стиля, выходящего за рамки сознания. Если вы думаете, что все великие творцы остались в далеком прошлом, и после эпохи ренессанса человеку вряд ли удалось создать что-то стоящее, а в настоящее время и вовсе творчество лишено всякого смысла, то эта статья для вас. Мы собрали 5 неповторимых личностей, искусство которых содержит в себе смыслы, противоречащие многовековым правилам и имеющие огромную значимость на сегодняшний день.
Бэнкси
Творения загадочного художника предстали всему миру в конце 1990-х годов. Уникальные граффити на самые остросоциальные темы с щепоткой черного юмора стремительно обрели популярность сначала в Англии, а потом и далеко за её пределами. Настоящее имя и происхождение Бэнкси до сих пор не раскрыты официально, и вокруг его личности и биографии бытует огромное количество споров. Одни считают, что Бэнкси является некий Робин Каннингем, иллюстратор поваренных книг. Другие ссылаются на крупное журналистское расследование, показавшее, что это Роберт Дель Ная - основатель музыкальной группы Massive Attack. Ещё полагают, что «Бэнкси» вовсе не личность, а целая стрит-арт-группировка.
Уникальность самого обсуждаемого анонимного художника заключается в его отличительном стиле. Сатирический подтекст и острая социальная проблематика, искусно выраженная в его граффити, в большинстве своем, выполнены в технике «трафаретной печати». Совершая «акты вандализма» и частенько сбегая от полиции, художник опасался быть пойманным, поэтому пришел к трафаретам, экономящим время на создание своих картин.
В ответ на критику и обвинения борцов за чистоту в обыкновенном уличном вандализме, британский художник называет себя «вандалом высшего качества». Мы считаем - звучит заслуженно и в его стиле, ведь его провокационные антивоенные работы затрагивают многие насущные проблемы. Одними из последних картин, авторство которых он подтвердил, являются 7 граффити, размещенные на территории Украины. Например, девочка-гимнастка, стоящая на руках, опираясь на обломки среди развалин, в одном из населенных пунктов в Бородянке, пострадавшей от военных ударов.
Бэнкси - гений или вандал? Решать вам.
Дэмьен Хёрст
Ещё один британский художник (а также самая известная фигура группы Young British Artists), уникальность которого заключается в смелом и эпатажном подходе к искусству и использовании нестандартных материалов и техник, будоражащих сознание.
Его прославившиеся произведения – серия животных в формальдегиде. Херст известен своей скульптурой под названием «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», которая представляет собой резервуар с формальдегидным раствором и помещенной туда тигровой акулой, длиной около 4 метров. Основная идея состоит в том, что люди не могут по-настоящему понять или представить себе смерть, пока они живы. Акула, будучи мертвой, но выглядящей живой благодаря сохранению в формальдегиде, подчеркивает эту невозможность восприятия смерти.
Позднее была создана ещё одна знаковая инсталляция «Разделённые мать и дитя», являющая собой двух коров, помещенных в отдельные резервуары. Мать и теленок не только показывают жизнь и смерть, но ещё и вызывают ассоциации с материнством. Иллюстрируют идеи о связи, защите и разрыве, которые могут быть как физическими, так и эмоциональными. Эти и другие работы Херста поднимают множество вопросов и тем для размышления, включая этические аспекты использования животных в целях науки и искусства, а также философию об экзистенциализме.
Ещё один узнаваемый символ Хёрста - бабочки. По его мнению, искусство является отражением жизни. А столь прекрасные животные как нельзя лучше символизируют красоту, эфемерность, хрупкость и трансформацию бытия.
Сочетание природных элементов, науки и философской тематики поистине разрывают шаблоны восприятия и заставляют выйти из зоны комфорта, заставляя общество переосмыслить многие вещи.
Марина Абрамович
Марина Абрамович - одна из самых влиятельных и известных художниц современного искусства, её также называют «бабушкой перформанса». Она родилась в Югославии (ныне Сербия) в 1946 году и стала известна своими экспериментальными и провокационными работами.
Её работы часто включают физическое и эмоциональное самоиспытание, которое выходит за рамки традиционного искусства. Самый шокирующий общественность эксперимент на выносливость под названием «Ритм 0» состоялся в Неаполе в 1974 году. В ходе него Абрамович стояла неподвижно на протяжении 6 часов, а публике было дозволено сделать с ней всё, что угодно, используя 72 предмета, которые она разместила на столе. Вещи, лежащие перед ней, такие как роза, перо, нож, спички, вино и пистолет, заряженный одной пулей - могли принести человеку как благо, так и вред. Художница стала объектом, а зрители получили возможность стать активными участниками. Ощутив полную власть над её телом и неограниченную свободу в своих действиях, толпа с каждым часом становилась безрассуднее и агрессивнее. Марина вспоминала: «Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, вонзали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие…». Одним словом - издевались. Чувствуя вседозволенность и безнаказанность.
Кульминационный момент настал, когда Марина своей же рукой приставила к виску пистолет. По прошествии 6 часов, она, измученная и оскверненная, смотрела участникам в пристыженные лица, а некоторые и вовсе в панике выбежали из помещения, опасаясь возмездия. В одном из интервью художница призналась, что тем же вечером обнаружила у себя на голове седой волос.
Марина Абрамович наглядно показала, как обнажается человеческая природа и доказала, что неограниченная власть способна убить в людях всякое чувство эмпатии, не говоря о совести.
Ай Вэйвэй
Ай Вэйвэй - китайский художник, архитектор и активист, который стал одной из самых влиятельных фигур в современном искусстве и политике. Он известен своей критикой китайского правительства и борьбой за права человека, что сделало его иконой свободы слова и выразительности.
Его деятельность привела к аресту и заключению в 2011 году, что вызвало международную кампанию в его поддержку.
В своих произведениях Ай Вэйвэй часто использует символизм и культурные артефакты, чтобы выразить протест или обратить внимание на острые социальные проблемы. Например, его работа «Семена подсолнечника» в галерее Тейт Модерн представляла собой зал, пол которого был устлан толстым слоем фарфоровых семян, расписанных вручную в китайских мастерских (около 100 млн штук). Как известно фарфор - один из важнейших символов Китая.
Критики трактуют смысл инсталляции по-разному. От идей об индивидуальности личности в огромной массе серого общества, где каждое семечко подсолнуха олицетворяет жителей восточной страны - похожих внешне, но разных внутри. До массового производства и потребления, сопровождающегося дешевой рабочей силой.
Привлекая внимание международного сообщества к проблемам цензуры и нарушения прав человека, а также поднимая вопросы культурной идентичности, Вэйвэй делает неоценимый вклад в современное искусство и по сей день.
Яёи Кусама
Яёи Кусама - японская художница, известная своими яркими и неповторимыми инсталляциями, вдохновением которых служат её личностные переживания и собственные психические расстройства.
Работы Кусамы, сочетающие в себе черты феминизма, сюрреализма, поп-арта, психоделии и абстрактного экспрессионизма, наполнены автобиографическим, психологическим и сексуальным содержанием. «Навязчивая художница», как описывает себя сама Яёи, с десяти лет страдает галлюцинациями, которые сопровождают её всю жизнь. Искусство стало для неё инструментом в познании своей психики и показало всему миру, каким его видит человек с измененным сознанием.
Смелая, экстравагантная и целеустремленная азиатская женщина довольно быстро стала символом современного авангарда. Фанатично покрывая пятнами и точками, а иногда и фаллическими формами разного размера (что свидетельствует о её страхах собственной сексуальности) все окружающие её предметы, она сотворила уникальный и завораживающий стиль. В 60-х художница начала разрабатывать эпатажные наряды и углубилась в фэшн-индустрию. А сейчас лучшие дома моды по типу Луи Виттон приглашают её к сотрудничеству. Правда, работает она из своей специально оборудованной мастерской в психиатрической больнице.
Одной из самых известных инсталляций Кусамы является серия «Бесконечные зеркальные комнаты». Эти комнаты представляют собой небольшие пространства, обставленные зеркалами, которые создают иллюзию бесконечности. Вид из помещений, оборудованных светящимися лампами, узорами, шарами и навязчивыми точками невероятно яркой цветовой палитры, захватывает дух.
Инсталляция отражает философские идеи Кусамы о безграничности пространства и размывании границ между реальным и воображаемым мирами. Творение создаёт у зрителей ощущение потерянности и одновременно сопричастности к чему-то большему, не имеющему конца.
Посыл японской авангардистки, закрывающей наш топ гениальных художников 21 века, таков: «Я отличаюсь, но по сути я такой же человек как вы, да у меня есть особенности психики, я вижу и воспринимаю этот мир иначе, но я впускаю вас в свою лабораторию, дарю вам свою особенную красоту ощущения этого мира».
В этой статье вы узнали о личностях, сумевших преобразовать «изобразительное» в «трансформирующее», заложивших фундамент в понимание людей современного искусства. Гениях, расширяющих границы нашего сознания, творящих без страха перед последствиями самовыражения. Сумевших включить фантазию в мире, полном стереотипов, нарочитого примитивизма и сиюминутных мелькающих картинок. Подаривших нам незабываемые впечатления и пищу для размышлений - что в наше время дорогого стоит.