Бауыржан Байбек был назначен на пост акима города Алматы 9 августа 2015. Два года спустя Esquire решил посмотреть на 5 самых значительных реконструкций, произведенных новой властью.
1. Общественный транспорт
В январе 2016 года была введена новая система оплаты проезда в общественном транспорте – «Онай». Оплата проезда кондуктору повысилась до 150 тг. Также было закуплено 600 единиц подвижного состава автобусов на газе и 200 единиц новых троллейбусов. Появилась обособленная полоса для движения общественного транспорта на проспекте Абая и Райымбека, улицах Желтоксан и Наурызбай батыра.
Устным решением Байбека, в 2015 г. были закрыты все трамвайные системы. Летом 2017 г. начался демонтаж трамвайных путей с одновременным асфальтирование дорог, на которых находились пути.
Появились станции с велосипедами. Так называемая «велодорожка» пока что работает от мкр. Орбита до Зеленого базара. Граждане города имеют доступ к 1700 велосипедам.
2. Парковки, дороги и дворы
С 1 ноября 2016 года введен запрет на несанкционированные платные парковки, т.е. парковки у тротуаров или бизнес-центров. Также акимат запрещает взимание платы за помощь при парковке. Взамен стали открываться официальные платные парковки, с установленными аппаратами для оплаты. Такие парковки есть на стоянке непосредственно рядом с самими акиматом Алматы, на Зеленом базаре, Вокзалах города, БЦ «Нурлы Тау» и пр. Парковки работают с 8:00-19:00 каждый день, с 19:00 вечера парковки становятся бесплатными.
Ведется объемная реконструкция дорог и дворовых площадок. За предыдущий год, было обустроено 290 дворов, по плану на 2017 год число увеличено почти вдвое – порядка 500 дворовых площадок. Также каждое лето Алматинцы были свидетелями изнурительного процесса реконструкции дорог. В этом году был проведен ремонт 146 км дорожного покрытия, проводятся работы по пробивке новых дорог, и строительство трех новых развязок.
Некоторые улицы города стали односторонними после летних реконструкций – Шевченко и Курмангазы. Ул. Панфилова стала полумашинной так как бОльшая часть отрезка была отдана в пользование пешеходов.
3. Снос домов, заборов и незаконных построек
За срок своей службы аким Алматы произвел пару не самых популярных решений касательно распределения мест под новые застройки. К примеру, снос старого дома №115 по ул. Желтоксан. Решение вызвало много негативных комментариев со стороны жителей и общественников. Вслед за домом 115 последовал кинотеатр «Алатау», что вызвало еще больше негодования у блюстителей истории. На месте кинотеатр был построен первый в городе McDonald’s.
Снос заборов начался относительно недавно и обусловлен желанием акимата предоставить как можно больше открытого пространства жителям города.
С той же целью освобождения места, было поручено избавиться от незаконных пристроек к жилым домам. Так были снесены множественные донерные, киоски и кафе.
4. Обучение
Аким произвел субсидирование оплаты обучения в детских садах за счет местного бюджета. Если в начале 2016 года обучение в детских садах стоило почти 40 000 тг., то к августу того же года цена была снижена до 15 000. Также было открыто 4 государственных садика на 920 мест и два садика за счет инвесторских средств на 336 мест.
В 2017 году началось строительство 7 школ с расчетом на 5 500 мест. И по отчету Программы развития образования и науки в 2016 году было достигнуто 100% обеспечение учеников первых классов бесплатными учебниками и учебно-методическими комплексами.
5. Город для людей
В 2016 году, в ходе своего визита в Алматы, Президент Назарбаев сказал, что город надо «любить, лелеять, не замусоривать…».
Байбек провел замену городских урн, скамеек, автобусных остановок. Ограничил въезд личного транспорта на Шымбулак. Запретил постройку зданий выше 3 этажей дальше проспекта Аль-Фараби. Также запрещено строительство любых зданий в горной местности. Планируется ввести единый вид остекления балконов, дабы придать городу слаженный вид.
С приходом нового акима в городе было открыто несколько популярных мировых брендов, таких как Starbucks. McDonald’s, Uber и др.
В 2016 году городу был присвоен уникальный логотип, вызвавший неоднозначные реакции. Многие были не в восторге от выбранного дизайна и даже предлагали свои варианты, но со временем логотип можно все чаще заметить на улицах города.
Сафия Садыр