Письма из Африки. Первый рабочий день 24 Марта 2017 9:00

Мой первый рабочий день начался с тренинга. Меня это не удивило и не напрягло, а наоборот воодушевило.

Нет ничего лучше, чем начать знакомство в понятной тебе среде. Тренинг был посвящен вопросам безопасности и приглашены туда только женщины. Я раньше читала, что дресс-код в африканских странах имеет огромное значение, поэтому заранее уточнила, как мне одеться. «Приходите в джинсах, как есть, будет тренинг с упражнениями, поэтому попросили одеться по проще». И я пришла по проще, как есть – на мне веселая футболка с черепом в цветочек и джинсы.

Мы явились на тренинг с небольшим запозданием. Но кроме меня это никого не беспокоило. «Успокойся, расслабься и получи удовольствие» скомандовала я своему внутреннему тренеру, который вовсю возмущался тем фактом, что по расписанию тренинг должен идти уже целых 40 минут, а народ все еще бродит вокруг столов и проводит утренний ритуал приветствий. Потом пока шел тренинг, я озиралась вокруг и задавалась  вопросом – какие же они, африканские женщины.

На тренинге было около ста женщин разных мастей и форм. Должна сказать, мой ум и  глаза были атакованы с разных сторон. Во первых, я была смущена, все они были очень нарядно одеты и мой веселый череп в цветочек смотрелся как то вызывающе-неприлично на фоне элегантных девушек-женщин-тетушек в боа, платьях-футлярах, пиджаках и кофточках с цепями, мехами, шарфами, с прическами и серьгами, туфлями на каблуках и боевым макияжем. Одни были божественно красивы, другие просто милы, третьи  – смешными и похожими на наших татешек и буфетчиц, четвертые вызывали ностальгию по нашим акиматовским стандартам красоты областного и районного уровня. Но все они были удивительными! Я сразу получила мини-тренинг по стандартам красоты среднего класса малавиек и поняла: чтобы быть на уровне и признанной ими на равных, мне надо быть одетой так, будто я работаю в здании министерств Астане. А еще побольше макияжа и золота. Золотые веки – местный тренд.

Рядом возле меня сидела девушка с добротным мейкапом и с розово-золотыми веками по имени Loveness, что значит Любовь, Махаббат. Она любезно и терпеливо отвечала на все мои вопросы и разъясняла происходящее.

И вот что я узнала. В качестве примера ужасного отношения к женщине в патриархальной части страны мне рассказали о старой местной традиции или популярном колдовском методе быстро разбогатеть. Надо отрезать клитор, сжечь его, смешать пепел с какими-то травами и развеять сей коварный порошок на все свое хозяйство, или дом, или товар. Освященные вещи сразу начинают привлекать благосостояние. Женщины за моим столом прошептали, что это не самый страшный метод, но самый действенный.

На тренинге разбирали конкретный кейс. Жена по просьбе мужа согласилась на этот ритуал, чтобы бизнес мужа пошел в рост. Однако вскоре муж бросил преданную жену, пожертвовавшую ему свою чувственность. Жена стала возмущаться и требовать возврата клитора или мужа. Требования жены проигнорировали. Вот такой вопиющий случай нарушения гендерных прав. Я воздержалась от участия группового обсуждения, просто почувствовала, что мне лучше воздержаться от комментариев. Гораздо интереснее было наблюдать за окружающими. За нашим столом девушки больше возмущались негодяем мужем. Ответ на вопрос сработал ритуал или нет остался не раскрытым.

Матриархат в половине Малави объяснял боевой настрой женщин. Обслуживающие тренинги пара хрупких мужчин были учтивы и деликатны. Во время практики самообороны, когда мужчина-тренер показывал приемы самозащиты на других парнях, женщины бурно выражали радость при виде падающего. Они смеялись, пританцовывали и говорили, что вернувшись домой опробуют на мужьях приемы. Одна знатная дама возле меня со знанием дела объясняла коллеге: «Лучше хватать сразу за мошонку и крутить против часовой стрелки. Они у них чувствительнее.» Дамам судя по всему за 50 лет, но судя по активному конспектированию в блокнотиках и серьезному обсуждению практики, им действительно приходится отбиваться от назойливых горячих мужчин. Я тоже отметила для себя пару приемов на всякий случай.

Происходящее казалось таким странным. Все эти женщины занимают не маленькие посты, ведут крупные проекты, но в них есть какая-то наивность или простота. Они как дети… Наверное, мне нужно больше времени, что бы понять их. Ведь я всего лишь второй день на работе.


Айнура Абсеметова 

Поделиться: