В основной программе конкурса Каннского кинофестиваля была показана новая картина Шона Бейкера «Анора». На главные роли были выбраны любимцы российской публики Марк Эйдельштейн и Юра Борисов. А молодая актриса Майки Мэдисон сыграла ту самую Анору — секс-работницу, в которую влюбился сын известного олигарха. Комедия с элементами социальной драмы была встречена 8-минутными аплодисментами, а на протяжении всего фильма можно было услышать оглушительный смех зрителей.
Кинокритик Ораз Керейбаев посмотрел «Анору» в Каннах и теперь делится своим мнением о фильме.
Сюжет
Анора, предпочитающая никнейм Ани, работает стриптизёршей в популярном баре Нью-Йорка. Хотя девушка родилась в США, её бабушка ещё в молодости уехала из Узбекистана в Америку. Поэтому Анора хорошо знает русский язык, хоть и говорит с ярко выраженным акцентом. Знание языка приходится как нельзя кстати, когда в стрип-клуб наведывается Иван Захаров — избалованный сын российского олигарха. Парень заказывает русскоязычную танцовщицу, коей оказывается Ани. После сеанса в приватной комнате Ваня приглашает девушку к себе домой.
Отношения между героями развиваются стремительно, и вот Ани уже не просто занимается сексом за деньги, а проводит целую неделю в качестве девушки за 15 тысяч долларов. За это время они успевают закатить несколько сумасшедших вечеринок и улететь в Лас-Вегас. Там Ваня сначала в шуточной, а после - в серьёзной манере предлагает Ани выйти за него замуж. Девушка не верит парню, но в итоге соглашается. Казалось бы, главная героиня выбралась из бедности и теперь её ожидает жизнь жены русского олигарха. Однако всё оказывается далеко не так просто, ведь Ваня не сказал о свадьбе родителям. Узнав о том, что их единственный сын женился на бывшей секс-работнице, они в срочном порядке вылетают из России в Америку и приказывают охранникам Вани сделать всё, чтобы аннулировать брак между парнем и девушкой.
Правдоподобная «Красотка»
История о секс-работнице и миллионере, по уши влюбившегося в неё, конечно же, напоминает культовую «Красотку» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром. Режиссёр Шон Бейкер в одной из сцен даже цитирует строчки диалога оттуда, чтобы абсолютно всем зрителям стало понятно, на чём основывается «Анора». Однако Бейкер не просто повторяет сюжет фильма 1990 года, а находит ему новое прочтение. Так, сюжет «Красотки» легко умещается в первые 40 минут фильма, когда Ани наконец выходит замуж за Ваню. Тут постановщик задаётся вопросом: «А что будет дальше?».
А дальше классовые различия между сыном российского олигарха и бедной иммигранткой в третьем поколении начинают выползать наружу. Ваня оказывается не принцем на белом коне, а обычным избалованным парнем с повадками инфантильного мальчика. Родители и охранники Вани — это микрокосмос осуждения, идущего от общества. Поэтому они не воспринимают их брак всерьёз и всячески подшучивают как над Ани, так и над Ваней. Наконец, женитьба для главной героини — это возможно единственный выход из своего крайне прискорбного социального положения, в то время как Ваня воспринимает это как веселое времяпрепровождение во время каникул в США.
В итоге, Бейкер берёт знакомый сюжет о благородном мужчине, спасающем девушку из бедности, и помещает его в более реалистичный и пугающий мир.
Жизнь иммигранта
«Анора» не останавливается на разрушении клише из типичных ромкомов, а идёт дальше в исследование темы социального расслоения. Фильм умудряется показать жизнь иммигрантов в Америке с целого ряда неожиданных перспектив. Так, помимо богатого сыночка и бедной секс-работницы зрители проводят достаточно времени с тремя охранниками Вани — двумя армянами Торосом и Гарником, а также случайно оказавшемся в центре этого переполоха Игорем.
Хотя ни один из них не рассказывает в деталях о проблемах, с которыми они сталкиваются в Америке, зрители могут увидеть их боль через различные эпизоды, раскиданные по фильму. Так, Торос, являясь единственным кормильцем в семье, боится за будущее своих близких, а Игорю приходится заниматься криминальной деятельностью даже в собственный день рождения. Все эти сцены показывают фрустрацию иммигрантов, которая не проходит ни спустя несколько лет, ни спустя несколько поколений, как в случае с Ани.
Вывод
«Анора» — это свежий взгляд на традиционные романтические комедии, где жестокая реальность вторгается в классические слащавые истории и разрушает их. Отрезвляющий взгляд, который при этом показан с большой долей юмора, позволяет упаковать историю о тяжёлой жизни Ани в удобоваримую зрительскую картину. Поэтому смотреть «Анору» нужно, хоть местами это вызывает далеко не самые приятные эмоции.
Автор: Oraz Kereibayev