В Алматы стартовал кинофестиваль дебютов «Бастау». Обсуждаем фильм-открытие


До конца недели молодые кинематографисты из разных стран будут соревноваться в разных категориях: официальная программа полнометражных фильмов, казахстанская программа полнометражных фильмов, программа короткометражек, программа неигрового кино. А открытием фестиваля стал фильм Эльдара Каппарова «Заложники войны».

Пока в Казахстане прошла лишь разовая премьера этого фильма. В постоянный прокат, как предполагается, «Заложники войны» выйдут в следующем 2024 году. Между тем этот фильм знаковый, ибо открывает тему доселе никак неотрефлексированной в нашем кино темы советско-японской войны 1945 года и японских военнопленных на казахстанской земле.

В основу этой картины положена реальная история и судьба японского юноши, курсанта императорского училища Ахико Тэцуро, попавшего в советский плен после Второй мировой войны. В лагере молодой японец встречает настоящего героя войны, казаха Акажана, который служил в Советской армии и участвовал в наступлении на Берлин. После был отправлен на Японскую войну, где получил ранение и попал в плен. По возвращении Акажан был осужден как «предатель и враг народа»…

Кроме самой темы японской войны и пленников интересно и само наполнение фильма. Пожалуй, впервые в нашем кино появляется картина о лагерно-тюремной жизни. Пускай и в историческом разрезе. Если в российском кино тема урок-кумов-паханов-стукачей раскрыта более чем полно, то в Казахстане ее старались обходить. И если и затрагивали, то максимум – эпизодически. И хотя, конечно, многие могут поморщиться: мол, зачем нам в Казахстане вообще подобные темы на киноэкране? Но, в конце концов, почему бы и нет? Тем более, что если взята такая фактура для экранизации, то и воплотить ее нужно максимально достоверно и полно. 

На главную роль Ахико был приглашен профессиональный спортсмен – кикбоксер из Японии Эйсаку Огасавара. К слову сказать, со своим прототипом он успел пообщаться - реальный Ахико дожил до преклонного возраста и умер в Карагандинской области в пандемийном 2020 году. Надо сказать, что для спортсмена Эйсаку-сан более чем органичен. Хотя для своего образа его спортивная сноровка ему более чем пригодилась. 

Источник фото

Его главный партнер в фильме актер Сырым Кашкабаев типажно несколько не соответствует своей эпохе. Слишком уж он анахронистичен, более подходящ для фильмов о 90-х и 2000-х годах, со слишком безупречным русским языком для аульного мужика.

Почти все главные второстепенные роли достались артистам Русского драмтеатра имени Лермонтова - Виктору Ашанину, Роману Чехонадскому, Дмитрию Багрянцеву, Сергею Уфимцеву, Сергею Попову и многим другим. Потому некой театральности в тюремных сценах тоже было не избежать. Впрочем, временами это было вполне к месту. К слову, театральность иногда спасала действо от излишней затянутости. В финале фильма в буквальном смысле «на поклон зрителю» – в кадре появляется Асанали Ашимов в роли отца Акажана. Печально, что легендарного артиста задействовали лишь как свадебного генерала. 

Фильм длится два часа, двадцать минут из которых можно смело сокращать. При хорошей задумке, при действительно интересной истории, взятой за основу экранизации, затянутость сыграет явно не на пользу ей. 

Фильм сделан в копродукции с Японией, а с казахстанской стороны производящей компанией указан «Казахфильм». Учитывая то, как главная киностудия продвигает свои проекты (а иногда и вовсе не продвигает их) за судьбу картины тревожно - высок риск, что она пойдет попросту незамеченной. Хочется верить, что это будет не так. Ведь при всех огрехах, картина сделана качественно - с добротными актерскими работами, трудом художника и оператора. Пускай и в консервативной эстетике. 

Автор: Константин Козлов

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше