Летом этого года ресторанную сферу нашей страны облетела неожиданная новость: все заведения в Казахстане и Узбекистане, входившие ранее в состав холдинга Bulldozer Group, объявили о прекращении своего сотрудничества с международным холдингом. При этом все они попали "под крыло" нового игрока – самостоятельного холдинга Sun Group. Как это отразится на заведениях и какие планы у его основателей, рассказал корифей отрасли и ресторатор Александр Орлов.
Александр, мир меняется, планы меняются вместе с ним. Расскажите, где вы сейчас больше времени проводите? В Казахстане или Европе?
В целом, сидеть на месте не приходится. Я провожу по несколько дней в каждом городе. Стал больше времени проводить в Казахстане, Узбекистане, в Дубае, Париже, Лондоне.
Ранее вы сообщили о прекращении работы с Bulldozer Group и создании холдинга Sun Group. Что послужило такому решению и что представляет из себя новый холдинг?
Sun Group – это ресторанная компания, которая объединяет азиатские рестораны. В нее входят рестораны Manana, Dragonfly, More&More, комплекс «Орловские бани», Lou Lou. «Бульдозера» же уже нет по причине того, что эта группа уже перестала существовать в России.
Недавно вы запустили More&More и Lou Lou. Как встретила новые проекты казахстанская публика? Были на открытии этих заведений какие-то фишки, о которых вы хотели бы рассказать подробнее? Все-таки для ваших ресторанов пышное открытие – это уже своеобразная традиция.
В августе текущего года мы открыли рыбный ресторан More&More. Это ресторан, в котором присутствуют такие позиции, которые не найти в других местах. Это северная рыба, муксун, нельма, редкие виды рыб, которых привозят из океана. Естественно, потребность в таких морепродуктах у людей есть, да и вкусы у наших гостей меняются. Мы видим, что, скажем так, средиземноморская диета и морепродукты попали в особый тренд. Соответственно, пришло понимание, что именно такого ресторана как раз-таки не хватает. У нас ресторан не сильно дорогой – цены скорее средние, доступные. И они будут держаться на таком уровне. Мое любимое блюдо в More&More – это строганина. Если говорить о каких-то отличительных моментах, то это валет-паркинг. Не очень распространенное явление в Казахстане. Мы специально обучили персонал, они принимают машины на высшем уровне. Гостям так действительно, проще.
Признаться, о ресторане Lou Lou не так много информации.
Lou Lou – довольно новый проект в Астане, открыт совсем недавно. Это такой современный французский ресторан в формате luxury-бистро. На самом деле, я там еще не был после открытия, поеду завтра и протестирую.
Lou Lou сам по себе ресторан-фишка. Например, коктейли смешивают со специальными парфюмерными ароматами. Скоро будет представлен десерт, который разбиваешь и ешь. Можно будет выиграть настоящие бриллианты после такого экспириенса. Для этого мы создали коллаборацию с ювелирным брендом. В каждое сотое сердце кладут бриллиант. Можно несколько десертов заказать, чтобы увеличить свои шансы.
Действительно что-то невероятное! А какие проекты еще находятся в планах у нового холдинга? Какие средства планируется вложить в их создание?
Проектов и планов достаточно много. Планируем открыть Queen в следующем году. Это большой развлекательный комплекс с караоке, диннер-шоу, летником, секретным баром, секретным клубом. Помимо этого, мы обновили интерьер «Мананы», много чего переделали. Он стал более современным. Караоке открываем в ноябре.
Есть еще одна задумка. В Казахстане хотим открыть ресторан «Хорошая девочка» и активно ищем для этого локацию. Lou Lou также думаем открыть в Алматы.
По точной стоимости всех проектов сейчас сложно сказать. Они все находятся в постоянном развитии. Допустим, More&More обошелся примерно в 2 миллиона долларов.
Что с проектами в Дубае? Как себя чувствует ресторанная сфера в этой стране?
Там рынок растет и развивается в привычно высоком темпе. Очень много игроков со всего мира приходят. У нас там больше десяти проектов на данный момент. В следующем году мы открываем Dragonfly, французский ресторан «Фру Фру», греческую таверну.
Возвращаясь в Казахстан... Местная ресторанная сфера сильно проигрывает Дубаю?
В Казахстане она развивается, конечно, не такими темпами, но все же. Сейчас можно сказать на пике. Рынок растет, сюда приезжает множество людей по разным причинам. Бизнесу в Казахстане сейчас уютно: и проекты, и людей ждут действительно большие перспективы. Не устраивает одно – здесь мало по-настоящему хороших локаций для открытия задуманных проектов. Но мы ищем и смотрим. Глаз уже набит: ты понимаешь, что в этой локации должна быть летняя площадка обязательно, витринные окна, это должна быть первая линия, парковка…
К доступности и выбору продуктов тоже есть вопросы. Особенно, дело касается морепродуктов и рыбы. Постепенно, я думаю, рынок будет расти и все появится. Чем больше будет рыбных дистрибьюторов, тем больше будет открываться проектов с рыбной и японской кухней. И наоборот. Свежесть и качество также зависит от количества дистрибьюторов. Я, к сожалению, очень редко хожу в рестораны конкурентов. Недавно заходил в P.F.Chang. Это для меня добротная китайская столовая.
Поменяли ли вы свое мнение о казахстанских сотрудниках?
Там нечего было менять. У нас, если вы посмотрите, везде работают граждане Казахстана. Особенно сейчас. Мы активно принимаем на работу местных людей. Потому что человек с местным менталитетом, с местным опытом, может лучше управлять локальным бизнесом.
Александр, вопрос к вам, ставший наверное традиционным для наших мест. В Казахстане активно используют понятие “Жана Казахстан”. Как вы лично его понимаете?
Знаю, что понятие это появилось недавно. Я тут не так часто бываю, чтобы дать ему какую-то оценку. В целом, глобального я пока ничего не увидел. Но посмотрим, что будет дальше. В любом случае, факт того, что президент будет избираться всего на один срок – это уже хорошая динамика.
Беседовала Ольга Знаменская