Казахстанский дизайнер, арт-директор Kazakhstan Fashion Week Алексей Чжен рассказал о том, какую одежду считает неправильной, почему делать замечания по поводу внешнего вида бестактно и есть ли в Казахстане мужская мода.
- Алексей, недавно номинантка «Грэмми», певица N’Kenge вышла на красную дорожку в вашем платье. Исполнительница назвала платье великолепным и сказала, что рада открыть для себя моду Казахстана. Поздравляю вас с еще одним признанием!
- Спасибо! Для меня это была большая честь, так как впервые казахстанский дизайнер одел номинантку на «Грэмми». Для нас это определенная ступень, и я надеюсь, что мировое сообщество увидит, что в Казахстане много талантливых людей. Это действительно так.
С другой стороны, это стандартная работа и просто один из показателей того, к чему мы должны прийти. Это приятно, но это не что-то сверхъестественное. Самое главное, что мы дали повод заговорить о казахстанской моде.
- Что вы думаете о перспективах для наших дизайнеров на международных площадках?
- Конечно, они существуют. Надо много работать, чтобы на нас обращали внимание крупные рекламные компании, которые занимаются продвижением и имиджем мировых звезд.
Мы же делаем одежду для людей, и такие моменты сотрудничества очень важны. В мире и так очень много неправильной одежды и хочется какой-то индивидуальности, исключительности.
- Что вы подразумеваете под неправильной одеждой?
- То, что очень много неинтересного, однообразного и "невкусного" производства, и мы засоряем этим экологию, нашу планету. Порой я вижу в магазинах вещи и не понимаю, на кого они рассчитаны.
- Такое чаще встречается в масс-маркете?
- Нет, такие вещи есть и в люксе. Нельзя говорить, что в люксе все потрясающе. Ушло дизайнерство. Ушла исключительность, индивидуальность. Приоритетом стало заработать больше денег.
То, что делали дизайнеры в прошлом, которых, к сожалению, уже нет в живых – это шедевры. Сейчас такого очень мало.
Если говорить о современных дизайнерах, то меня впечатлила потрясающая коллекция Schiaparelli.
- Часто вы видите неправильную одежду на алматинцах?
- Да, и это никак не связано с кошельком человека. Сейчас есть много интересной одежды по доступной цене, много площадок – офлайн и онлайн.
Бывают временные тяжелые обстоятельства, но то, как вы выглядите, связано с вашим вкусом. А вкус надо развивать. Много читать, слушать хорошую музыку, по возможности ходить на выставки, в театры. Есть вкусную еду, и это не значит, что она должна быть дорогой.
Простая еда может быть очень вкусной и эстетичной.
И когда человек понимает важность этих вещей, он и одевается по-другому. Это вопрос вкуса. Что вы позиционируете, то вы и транслируете.
Невозможно весь мир одеть красиво, всех сделать счастливыми. Но если человек стремится к этому, это уже хорошо. Хуже, когда человек больше думает о потреблении. Надо что-то и отдавать. Тогда мы будем лучше, тогда мир будет лучше.
- Как к казахстанским дизайнерам относятся в зарубежных странах?
- К Казахстану относятся очень хорошо. Но иногда замечаешь удивление или настороженность. И с одной стороны это их проблемы, а с другой – наши. Потому что мы не транслируем и не рекламируем все то, что у нас есть, чтобы люди об этом узнали. Мы должны развиваться изнутри, учиться, повышать свой профессиональный уровень, чтобы о нас узнали другие.
Я знаю, что многие люди в Европе, Азии, странах СНГ носят одежду казахстанских дизайнеров. Молодой дизайнер Адиля Ботабаева, например, недавно сделала огромнейший заказ для Японии. То есть все двигается, все происходит.
- А если говорить о самих казахстанцах: как они относятся к нашим дизайнерам?
- Да, казахстанские дизайнеры становятся популярными. В том числе благодаря Kazakhstan Fashion Week и конкурсу молодых дизайнеров New Generation Open Way.
Сейчас казахстанцы с удовольствием носят казахстанских дизайнеров. Когда мы начинали Kazakhstan Fashion Week, это было нашим основным лозунгом. И он воплотился в реальность.
- Если говорить о мировых событиях – как глобальные потрясения отражаются на индустрии моды?
- Пандемия и другие тяжелые события сказались на нашей индустрии, но немало дизайнеров выжили и продолжают работать. Потому что они профессионалы своего дела. А однодневные дизайнеры пропали. Но это нормальное состояние любого общества. Сильнейший выживает. Самое главное – не останавливаться и работать.
- При поддержке Kazakhstan Fashion Week проходят благотворительные показы «Мода за счастье детей», экологические коллаборации. Насколько мода может влиять на такие важные глобальные вещи?
- Мода имеет инструмент, чтобы донести что-то важное, поднять сознание людей. Но мода не должна решать глобальные социально-политические ситуации. Для этого есть профильные министерства, которым мы платим налоги и на которых возложены эти обязанности.
Когда начинается всезнайство, в итоге мы не двигаемся, мы стоим на месте. Мода – это искусство и инструмент для того, чтобы что-то транслировать, делать жизнь людей лучше.
- Часто ли вы видите необычно, ярко одетых людей на улицах в Алматы?
- К сожалению, не так часто вижу что-то необычное и яркое. Но, с другой стороны, нет какой-то определенной формулы. Люди должны одеваться так, как считают нужным. Просто, если на улицах больше ярких, необычно одетых людей, это создает определенное настроение и лицо страны.
- Есть ли в Казахстане мужская мода?
- Да, она есть, но представлена в очень консервативном виде. Я бы не сказал, что мужчины одеваются плохо, но довольно сдержанно. Хотя какие-то интересные акценты все же встречаются, и это радует.
- Можете сделать комплимент незнакомому человеку или же, наоборот, замечание?
- Комплименты – да, и делаю это довольно часто. Людям приятно, часто говорят, что узнали меня, и слышать это от профессионала им вдвойне приятно.
Что касается замечаний, то я не делаю их даже близким людям. Считаю это неуместным, некорректным и бестактным. Я не имею на это право, если меня не спрашивают. Если же меня спросили совет, могу корректно сказать свое мнение. Предпочитаю говорить людям приятное.
Такими словами мы делаем мир лучше. А сейчас это особенно нужно.
Беседовала Илона Соколова